РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 78(045)

ББК 85.31р

Васильева Ирина Ростиславовна

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

arseniyKotukov@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена раскрытию теоретико-методических основ развития эмоционального восприятия музыки у детей младшего школьного возраста. Основной задачей работы является изучение вопросов об отношении эмоций к содержанию произведения, о специфике музыкально-эстетического отклика детей младшего школьного возраста на музыку.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное восприятие, эмоциональное развитие младших школьников.

 

Vasil’eva Irina Rostislavovna

student, Faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

arseniyKotukov@mail.ru

 

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL PERCEPTION OF MUSIC

IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

 Abstract: The article is devoted to the disclosure of the theoretical and methodological foundations of the development of emotional perception of music in children of primary school age. The main task of the work is to study questions about the relationship of emotions to the content of the work, the specifics of the musical and aesthetic response of children of primary school age to music.

Key words: musical education, musical perception, the emotional development of younger students.

Тема развития эмоционального восприятия музыки у детей младшего школьного возраста не перестает быть актуальной в исследованиях советских и российских психологов и педагогов. В настоящее время эмоциональное восприятие музыки у детей является необходимым компонентом общего музыкального развития школьников. Следует отметить, что музыкальная деятельность младших школьников направлена на развитие музыкальной культуры и кругозора детей в целом. По мнению российских и зарубежных исследователей, эмоциональное восприятие детей младшего школьного возраста сочетает процесс освоения представлений о выразительности, изобразительности в музыке, понятия сущности интонации, начальных представлений о различных музыкальных жанрах и формах музыкального искусства. Кроме того, эмоциональное восприятие оказывает влияние на творческую сторону музыкального развития младших школьников.

Проблема развития эмоционального восприятия музыки нашла свое отражение в работах многих российских психологов и педагогов. В их числе: О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Е. В. Назайкинский, О. П. Радынова, Л. А. Рапацкая, Б. М. Теплов и др. Многие ученые утверждают, что музыкальное искусство обобщенно выражает заложенные в музыкальном произведении оценки явления действительности и синтезирует основные виды социальных ценностей. Эти факторы способствуют утверждению общечеловеческих нравственных категорий как приоритетных в сознании подрастающего поколения.

Как известно, восприятие музыки способно удовлетворять потребность людей любого возраста в различных эмоциональных состояниях. Многие исследования подтверждают, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния человека. Крупнейший российский психолог С. Н. Беляева-Экземплярская пишет: «…социальные чувства человека и эстетические переживания заключаются в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде» [1, с. 45].

Развитое музыкальное восприятие предполагает готовность слушателя к переживанию чувств и настроений, выражаемых композитором при помощи игры звуков, которые специально организованы. Необходимо, чтобы слушатель был включен в процесс сопереживания и активного сотворчества идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации. В самом начале развития эмоционального восприятия музыки слушатель, не имеющий опыта, воспринимает в основном «внешний слой» музыкального произведения. На повторных этапах слушания он уже распознает отдельные фрагменты и незначительные детали данного произведения. Когда восприятие полностью сформировалось, сочинение осмысливается как целиком, так и с наличием определенных деталей. По мнению И. Л. Дзержинской, «музыкальное произведение, развернутое во времени, требует от слушателя активного следования за развитием музыкального образа» [4, с. 100]. Следовательно, очень важно не только понимать содержание, уметь переживать, но и желательно различать отдельные выразительные музыкальные средства, моделирующие музыкальные эмоции. Это все характеризует качественный уровень эмоционального восприятия музыки. Известными психологами и педагогами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым и П. М. Якобсоном доказано, что, музыка, которая обязательно вызывает эмоции у слушателя, способна пробудить соответствующие данным эмоциям мысли, оказать необходимое воздействие на его сознание: если музыкальное произведение будет осознано слушателем, восприятие его непременно будет углубляться [3; 6; 7]. Н. А. Ветлугина полагает, что формирование эмоционального восприятия музыки играет важную роль в развитии личности человека. «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, — пишет она, — если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки» [2, с. 27].

Из вышесказанного следует, что в работе с младшими школьниками просто необходимо использовать на уроках разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, которая непременно обладает художественными достоинствами; а также предлагать детям к слушанию произведения разнообразных стилей и различных эпох, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае непременно будут заложены основы музыкальной культуры. В процессе эмоционального музыкального восприятия у младших школьников возникает непосредственный интерес к музыке, определяются эталоны красоты.

Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, — это сама музыка. Известным российским ученым, психологом Б. М. Тепловым сказано: «в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание» [6, с. 53]. В связи с этим, одним из важных признаков музыкальности он называет переживание музыки, когда мы постигаем ее содержание. Так как музыкальное переживание, если говорить по существу, — эмоциональное и по-другому нельзя понять музыкального содержания, то центром музыкальности будет эмоциональный отклик детей на музыку.

Эмоциональное восприятие – достаточно не простой процесс, в основе которого находятся способности не только слышать, но и чувствовать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель словно «вживается» в музыкальные образы данного сочинения композитора. Но ведь почувствовать в музыке настроение – это одно, очень важно понять смысл самой идеи произведения. Понимание идеи возникает у слушателя, когда активизируется его музыкальное мышление, а оно непременно зависит от уровня его музыкального развития.

Эмоциональное восприятие музыкальных образов происходит благодаря творческой деятельности слушателя, которая включает музыкально-слуховой, а также собственный жизненный опыт. В результате идея произведения воспринимается как нечто сокровенное. Поэтому верно утверждение музыковедов о том, что слушать музыку так, чтобы слышать ее — колоссальная напряженная работа ума и сердца, которая перерастает в своего рода творчество.

На необходимость развития эмоционального восприятия музыки постоянно обращают пристальное внимание музыковеды-практики, которые работают непосредственно с детьми. С. Н. Морозова, характеризуя концепцию Б. Л. Яворского, отмечавшего, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь», указывает, что он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б. Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений [5].

Педагог старается создать все необходимые условия для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста. После этого он подводит ребят к осознанному восприятию содержания произведения, элементов выразительности музыкальной речи и выразительным средствам, используемым в данном сочинении. Благодаря комплексу этих действий произведение оказывает сильное влияние на мысли и чувства учащихся. У детей постепенно начинают формироваться слушательские навыки (произведение слушается в полной тишине, до конца), умение рассуждать о музыкальных образах, то есть они учатся эстетически оценивать его содержание.

Любому человеку свойственны различные проявления эмоций, так как одной из важных сторон его жизни является потребность в смене эмоциональных состояний, когда внутренний мир наполняется всякого рода переживаниями, которые составляют полноту духовной жизни человека, а это отвечает принципу динамики. Любой музыкант, обращаясь к проблемам музыкального воспитания, обязательно стремится к воплощению одного из самых важных принципов, который определяет эффективность музыкально-педагогической деятельности. Это – принцип выражения эмоций, способности влиять на своих учеников, включение механизма «обратной связи», вовлекать их в смысловое пространство культуры через эмоциональное притяжение. Оно рождает эстетическую потребность в проникновенном «вчувствовании» в музыку.

Эмоциональное восприятие музыки является важнейшей функцией музыкальных способностей. Оно в целом связано с процессом воспитания и способствует развитию важнейших личностных качеств — доброты, сочувствия, сопереживания, является основой музыкальности. Это качество необходимо развивать во всех видах музыкальной деятельности, так как этот компонент в личностном развитии необходим для осмысления музыкального содержания произведения. Все перечисленные факторы, несомненно, будут способствовать гармоничному развитию личности ребенка.

Таким образом, музыка и музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста играют значительную роль и в осуществлении побудительной функции эмоций, которые выступают мотивами поведения и деятельности.

 

Список использованных источников

 

  1. Беляева-Экземплярская,C. Н. О психологии восприятия музыки / С. Н. Беляева-Экземплярская. – М. : Музыка, 2010. – 125 с.
  2. Ветлугина,H. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Н. А. Ветлугина,  А. В. Кенеман. — М. :  Просвещение, 1983. — 255 с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1991. — 93 с.
  4. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших школьников / И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. – 160 с.
  5. Морозова, С. Н. Далекое — близкое (Я. Л. Яворский о музыкальном воспитании детей) / С. Н. Морозова // Музыкальное воспитание. Вып. 16. — М. : Музыка, 1994. — С. 14-
  6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей // Б. М. Теплов. Избранные труды. В 2-х томах. Том 1. — М. : Педагогика, 1985. — 380с.
  7. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. – М. : Знание, 1976. – 64 с.

Добавить комментарий