ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКИ ДОКЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

УДК 78(045)

ББК 85.31р

Медведева Ольга Сергеевна

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

Snegina.olga@mail.ru

 Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению проблемы введения музыки доклассической эпохи в музыкально-образовательный процесс. Раскрывается ее влияние на подрастающее поколение, определяются сферы ее бытия в современном культурном пространстве. Предложены, как в аутентичной, так и в современной формах, педагогические условия формирования интереса к музыке доклассической музыке.

Ключевые слова: музыкальное образование в школе, музыка доклассической эпохи, музыка Барокко.

Medvedeva Olga Sergeevna

student, Faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

Snegina.olga@mail.ru

 THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MUSIC TO THE CLASSICAL ERA

 Abstract: This article is devoted to the problem of introduction of pre-classical music in the musical and educational process. Its influence on the younger generation is revealed, the spheres of its existence in the modern cultural space are determined. Pedagogical conditions for the formation of interest in pre-classical music are proposed, both in authentic and modern forms.

Key words: music education at school, pre-classical music, Baroque music.

В настоящее время, очень важно прививать любовь к искусству у молодежи и выбирать при этом наиболее эффективные, доступные и несложные в усвоении формы, которые «массово» подействуют на подрастающее поколение. В ряду самых дорогих человеку искусств музыка стоит на первом месте и обладает наиболее высоким «педагогическим» потенциалом.

Музыка – особый язык, не понятийный. Этому языку нужно учиться. Долгое время было принято называть музыку «языком чувств», а если проанализировать определение Аристотеля, то музыка – это имитация эмоций, т. е. то, что невозможно выразить словами, можно спеть без слов. Аристотель разработал взгляд на музыку как на искусство подражания, мимесиса (др.-греч. μίμησις – подобие, воспроизведение, подражание) – в самом общем смысле – искусство подражания действительности. Понятно, что сами звуки, паузы и шумы, даже организованные во времени, ничего не выражают, и ни на что не воздействуют, и только когда музыкант добавляет к ним «нечто» – это становится музыкой. Нам ближе определение Г. Гейне: «Музыка образует середину между мыслью и явлением». Чем одареннее музыкант, тем более захватывающую музыку он создает, затрагивающую более глубокие слои музыкально-образного мышления в подсознании. Большое количество музыкальных книг по музыке изобилуют описаниями музыкальных эмоций, их тончайших оттенков, эмоциональных переживаний людей под влиянием музыки, особых состояний, в которые погружаются люди, общаясь с музыкой и т. д.

Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальным искусством как продуктом общественного сознания и человеком – субъектом духовного «потребления». Во все исторические эпохи музыка использовалась для формирования и преображения человека. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. В эпоху Барокко были созданы такие гениальные произведения, как фуги И. С. Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Времена года» А. Вивальди, «Вечеря» К. Монтеверди и т. д.

Хотелось бы более подробно остановиться на характеристике музыкальной эпохи Барокко, как наиболее интересной, с нашей точки зрения, как в историческом плане, так и в художественном (т. к. она наиболее экспрессивная). Стоит учесть, что слушать доклассическую музыку готовы не все дети, важным является вопрос – нравится она им или нет. Поэтому надо помочь ребенку, направить его внимание.

Музыканты XVII в., представители стиля Барокко, пытались максимально убедительно передать в своей музыке переживания, внутреннее состояние души человека. Может быть, потому что на вершине этого стиля зиждется бессмертное имя Великого И. С. Баха, музыка которого была актуальна во все последующие эпохи, и остается востребованной в наши дни. А может быть и потому, что есть что-то общее, роднящее, сближающее наше время с теми далекими годами, навсегда ушедшими в историю. Но чтобы заинтересовать детей, направить их внимание на тех великих творцов и их произведения, нужно представить их творчество с разных сторон.

Так, на уроке, после прослушивания и разбора произведения стоит провести разговор с историческим отступлением, дабы более глубоко погрузиться вместе с детьми в интересующую эпоху. Здесь и рассказ о композиторе, о времени, в котором он жил, о характерных чертах быта и жизни людей его эпохи. Это своего рода романтика жизни той эпохи, которая может заинтересовать детей. Весьма эффективно знакомство с историей костюма; очень полезным в этом деле будет наглядный материал: можно использовать иллюстрации, собранные в Интернете. Например, при рассказе о Гавоте из «Кончерто-гроссо № 10» Г. Ф. Генделя можно дать описание костюма конца XVII в. Так же здесь можно уделить внимание сложным женским прическам того времени, украшенным драгоценными камнями, лентами, поддерживаемым проволокой для фиксации; в одежде много кружева и лоска. У мужчин – это напудренные парики, перья в шляпах, манеры и тому подобное. Все это характеризует жизненный уклад, социальные нормы обыденной жизни.

Можно провести комплексное занятие, где дать возможность детям средствами изобразительного искусства передать образы той или иной композиции. Дети рисуют, слушая музыку. И, возможно, кто-то захочет нарисовать танцоров в старинных костюмах – таким образом, развивается фантазия, а далее интерес музыке эпохи.

У учеников более старшего возраста вызвать интерес к доклассической музыке можно, если обратиться к современным стилям, одним из представителей которых является, к примеру, группа «Ренессанс-рок», музыка которой сочетает музыкальный язык Барокко с элементами современных популярных стилей. За основу композиций брались произведения классических композиторов, в том числе Г. Ф. Генделя и И. С. Баха.

Существует так же музыкальный стиль, соединяющий метал и симфоническую оркестровую музыку – «Симфо-метал» (англ. «symphonic metal» – «симфонический металл»). В симфоническом «метале» часто используются высокий женский вокал (стилизованный как «оперный»). Для жанра характерны рок-оперы, яркие театральные шоу и сценические костюмы на концертах и художественные клипы, выдержанные в эстетике фэнтези, средневековья, стимпанка, научной фантастики и готических романов. В 1997 г. вышли дебютные альбомы сразу четырех групп: финской «Nightwish», итальянской «Rhapsody», нидерландской «Within Temptation» и немецкой «Haggard». Все эти группы использовали симфонические аранжировки произведений прошлых эпох и музыкальные инструменты эпохи Барокко.

Существует много современных саундтреков к фильмам и музыки к видеоиграм, которые сознательно имитируют стиль и инструменты Барокко. Это можно найти, в частности, в таких жанрах, как фэнтези, где присутствует мистика и волшебство, а также в любых фильмах или видеоиграх, происходящих в «древней» обстановке. В фильмах и видеоиграх, которые, как мы считаем, относятся к средневековому периоду, новая музыка, созданная для саундтрека, часто выполнена в стиле Барокко или, возможно, в стиле ренессанс.

Многие подростки слушают подобные композиции, но мало кто интересуется историческим подтекстом этой музыки. Это может быть отправной точкой в начале изучения музыки эпох доклассического стиля.

По всему миру, на данный момент, существуют камерные оркестры в стиле Барокко и ренессанса. Они исполняют музыку композиторов того времени на точных копиях старинных инструментов, в исторической манере исполнения. Иногда эти группы поручают современному композитору написать новую пьесу для исполнения. Исполнятся эти произведения могут либо строго в стиле Барокко, либо в более современных стилях, но написаны они, зачастую, для исполнения на инструментах периода Барокко.

В центре Нидерландов (г. Утрехт) ежегодно, с 1982 г., проводится фестиваль старинной музыки «Oude Muziek» (нидерл. «старинная музыка»). Репертуар фестивальных концертов охватывает музыку Средних веков, Возрождения и Барокко. Концерты, по отзывам слушателей, очень высокого качества проходят в храмах с прекрасной акустикой, цены на билеты составляют 10–35 евро. По традиции каждый год фестиваль посвящается определенной теме и, каждый раз, дарит своим гостям прекрасную и необычайно интересную музыку. В 2009 г. фестивальный сезон имел веселый слоган: «Трое немцев в Британии: Гендель, Гайдн, Мендельсон, не считая Пёрселла» и был посвящен немецкой музыке. В 2010 г. фестиваль был посвящен музыке французского Барокко. В 2014 г. тема фестиваля была «Рим – вечный город» и, соответственно, в центре внимания были итальянские композиторы: Д. П. да Палестрина, Дж. Фрескобальди, А. Корелли. В последующем, 2015 г. – «От Свелинка до Баха». Посетить фестиваль в Утрехте может любой желающий, город открыт и радушно примет студентов и гостей со всего земного шара.

Таким образом, можно придти к выводу, что доклассическая музыка нравится и доступна многим, просто не все умеют правильно ее слушать, исполнять. Хотя она порой очень созвучна настроениям современного поколения, т. к. стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности. И если дать подрастающему поколению правильное направление, грамотно познакомить с доклассической и классической музыкой дальше, возрастающий интерес сам приведет молодежь к новым горизонтам. И, возможно, будет положено начало увлечению этой прекрасной музыкой.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э. Б. Абдулин. – М. : Просвещение, 1983. – 112 с.
  2. Арчажникова, Л. Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. – М. : Просвещение, 1984. – 110 с.
  3. Блинова, С. В. История зарубежной музыки в таблицах (от Античности до Барокко) : учеб. пособие / С. В. Блинова. – В. : ВоГУ, 2016. – 52 с.
  4. Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное Барокко: проблемы эстетики и поэтики : монография / М. Н. Лобанова. – М. : Музыка, 1994. – 322 с.
  5. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки: исследование / В. В. Медушевский. – М. : Музыка, 1976. – 263 с.
  6. Михайлов, М. Л. Стиль в музыке: исследование / М. К. Михайлов. – Л. : Музыка, 1981. – 261 с.
  7. Роллан, Р. Музыканты прошлых дней. Музыкальное путешествие в страну прошлого // Р. Роллан. Музыкально-историческое наследие. В 8 т. Т. 3. – М. : Музыка, 1988. – 448 с.

Добавить комментарий