МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

УДК 37.016:78(045)

ББК 85.31р

Лихачева Марина Леонидовна

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, maro73rus@mail.ru

  Аннотация: В статье рассматривается проблема применения информационных технологий в предметной области «Музыка»; в частности, мультимедийной презентации в деятельности учителя музыки как эффективного средства наглядного и простого показа информации. Предлагаются требования к применению мультимедийных презентаций на уроках музыки. Делается вывод, что использование мультимедийных презентаций на уроках музыки помогает расширить кругозор обучающихся, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, интересным и запоминающимся. Ключевые слова: презентация, мультимедийная презентация, учитель музыки, деятельность учитель, информационные технологии.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийная презентация, музыкальное образование школьников.

 

Likhachev Marina Leonidovna

student, Faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

maro73rus@mail.ru

MULTIMEDIA PRESENTATION OF THE ACTIVITIES OF A MUSIC TEACHER

 Abstract: The article deals with the problem of the use of information technologies in the subject area “Music”; in particular, multimedia presentation in the activities of a music teacher as an effective means of visual and simple display of information. Requirements for the use of multimedia presentations in music lessons. It is concluded that the use of multimedia presentations in music lessons helps to broaden the students’ horizons, to generate interest in the subject, making learning bright, interesting and memorable. Keywords: presentation, multimedia presentation, music teacher, teacher activity, information technologies.

Key words: information technology, multimedia presentation, music education of schoolchildren.

Применение информационных технологий в обучении стало, пожалуй, одним из приоритетнейших направлений развития современного образовательного процесса, поскольку в настоящее время к людям молодого поколения предъявляется требование быстрого ориентирования и адаптации в постоянно изменяющемся и динамичном мире. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования как к преподавателю, так и к системе образования в целом.

Доказано, что при использовании в образовательном процессе информационных технологий педагог получает огромные возможности для того, чтобы задачи урока решались эффективно за счет большей увлекательности содержания, запоминающегося материала, представленного в наглядной форме. Так же по словам А. В Муромцевой, «результаты научных исследований подтвердили тот факт, что наглядность подачи материала и использование цвета при презентации значительно увеличивают объем понятной и запомненной аудиторией информации, а мультимедийные эффекты усиливают воздействие на слушателей, убеждая их согласиться с докладчиком» [5, с. 7].

Мультимедийная презентация является мощным средством наглядности, способствующим развитию у обучающихся учебно-познавательной мотивации. Ее применение на уроке делает обучение более интересным, поскольку интеграция в процессе представления учебного материала как визуальных, так и аудиальных каналов восприятия активизирует эмоциональную сферу, запускает процесс воображения. Это помогает учащимся более глубоко погрузиться в материал и заодно сделать сам учебный процесс менее утомительным.

Отличие мультимедийной презентации от стандартной заключается в том, что в ней комбинируются в различных сочетаниях следующие элементы: видео и аудиофайлы, рисунки и фотографии, 3D-модели и анимация, словесный текст и навигация. Благодаря этому обучающиеся получают более полную информацию об изучаемом явлении. Более того, заранее созданная преподавателем мультимедийная презентация для объяснения нового материала может заменить собой классную доску. В таком случае сочетание разнообразных средств предоставления учебной информации способствует ее более глубокому, осознанному восприятию, а кроме того, экономит время занятия, насыщая его информацией, расширяя кругозор, развивая познавательный интерес.

Несомненно, что и в процессе преподавания музыки в общеобразовательной школе мультимедийная презентация может существенно обогатить методический потенциал урока, повысить у учащихся мотивацию к учению, активизировать их познавательную и творческую деятельность. Кроме того, урок музыки с использованием мультимедийной презентации реализует один из ведущих принципов проведения современного урока – принцип привлекательности. Последний тесно связан с эффектом фасцинации (от лат. fascinatio – околдовывание, завораживание), выражающемся в непроизвольной сосредоточенности субъекта за счет прикованности взгляда на специальном объекте. Мультимедийная презентация на уроке музыки позволяет по-новому предъявить звуковую информацию, используя ее в комбинации с текстовыми и видеоинформационным элементами. Вместе с тем, применение информационной технологии на уроке музыки содержит в себе опасность. Если забыть, что урок музыки – это, прежде всего, общение с искусством, то он может превратиться в общение с компьютером.

При создании мультимедийной презентации для урока музыки учитываются те же требования, что для любого другого урока. Но, вместе с тем, они имеют свою специфику. Первое требование – учет возрастных особенностей обучающихся, выражающихся в уровне развития музыкальных способностей, типа мышления и восприятия: для младших школьников целесообразно использовать анимированные модели явлений, для старших – можно разработать целые виртуальные пространства (концертного зала, музыкального театра), наглядно показать взаимосвязь с другими видами искусств. Второе требование – грамотное цветовое решение слайдов, связанное с научной позицией о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, требует учета данных искусствоведения во взаимодействии музыки и цвета, отраженных, например, в эстетических концепциях А. Н. Скрябина и Н. А. Римского-Корсакова. Третья рекомендация – включение в презентации видеозаписей – должна учитывать, что при просмотре видеофрагмента главный акцент должен все-таки делаться на музыке. Четвертая рекомендация – комплексное использование звуковой информации, художественных иллюстраций, анимированных эффектов должно быть направлено на всемерное музыкальное развитие и воспитание обучающихся. Пятое требование предусматривает достижение обучающего эффекта с помощью сопровождения представляемой информации вопросами, которые подвигают учащихся на активный диалог со сверстниками, учителем, комментирование музыки. В результате этого, уроки музыки с использованием мультимедийных презентаций, способствуют повышению качества усвоения учебного материала. Ю. Л Фиденко подчеркивает, что «адаптация “электронного жанра “в учебный процесс демонстрирует креативный потенциал современных аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения» [7, с.1].

По нашему мнению применение мультимедийной презентации на уроке музыки даст положительные результаты, если она:

– составлена в точном соответствии с содержанием предмета «Музыка» и методикой его преподавания, направленной на развитие музыкальных способностей, обучающихся активизацию их художественного мышления и соответствующей деятельности;

– способствует более эффективному усвоению учебной информации, при этом, не уводя обучающихся от музыкально-образовательной цели;

– занимает время на демонстрацию материала не более 10–15 минут за урок.

В целом, применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

– активизации музыкально-познавательной деятельности;

– повышению у учащихся интереса к урокам музыки;

– личностному развитию учащихся, связанному с творческим и познавательным аспектами;

– воспитанию активности и самостоятельности в осуществлении музыкальной деятельности;

– становлению эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Таким образом, применение мультимедийной презентации в процессе преподавания музыки делает занятия познавательными, разнообразными, а главное – современными. Д. Ф Миронов, указывает на то, что «овладение технологией работы с презентациями становится важнейшей практической компетенцией преподавателя» [4, с. 195]. В результате роль ученика на уроке изменяется: он становится активным участником процесса обучения, сотрудником преподавателя в деле освоения ценностей музыкальной культуры.

 

Список использованных источников

 

  1. Карташев, С. А. Информационно-компьютерное наполнение уроков музыки в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / С. А. Карташев, Ю. С. Сусед-Виличинская // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2014. – № 3 (81). – С. 62–68. – Режим доступа : https://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/4060
  2. Компьютерная презентация в учебном процессе : руководство для слушателей программ факультета повышения квалификации / М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский гос. технический ун-т ; сост. : Л. А. Голышкина, Э. И. Кропотова. – Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2016. – 18 с.
  3. Лесин, С. М. Учебная презентация как мультимедийное средство обучения : учебно-методическое пособие для педагогических работников системы образования, слушателей программ дополнительного профессионального образования / С. М. Лесин [и др.]. – М. : МГПУ, 2013. – 73 с.
  4. Миронов, Д. Ф. Мультимедийная презентация и ее возможности организации самостоятельной работы студентов / Д. Ф. Миронов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 205: Непрерывное библиотечно-информационное образование : научно-методическая конференция : 11-я конференция памяти В. А. Минкиной, 19-20 марта 2015 года, Санкт-Петербург. – СПб. : [Б. и.], 2015. – С. 191–196.
  5. Муромцева, А. В. Искусство презентации: основные правила и практические рекомендации / А. В. Муромцева. – М. : Флинта : Наука, 2017. – 111 с.
  6. Нартова, И. В. Создание мультимедийной презентации как компонент вузовской подготовки учителя музыки / И. В. Нартова // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. – 2016. – № 4 (16). – С. 155–162.
  7. Фиденко, Ю. Л. Электронное обеспечение учебного процесса – новая страница музыкального образования / Ю. Л. Фиденко // Вестник музыкальной науки. – 2016. – № 2 (12). – С. 75–81.
  8. Черная, М. Р., Мультимедийная презентация как модель обучения в музыкальном образовании / М. Р. Черная, Р. Н. Слонимская // Научное мнение. – 2014. – № 8. – С. 306–309.

Добавить комментарий