ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

УДК 78(045)

ББК 85.31р

 Тимирова Татьяна Александровна

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, tanyatumurova.51215@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития слушательских навыков и слушательской культуры школьников на уроках музыки. Акцентируется внимание на понятиях «слушание» и «музыкальное восприятие», исследуются и обосновываются педагогические условия формирования слушательской культуры в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: слушание музыки, слушательская культура, музыкальное образование школьников, урок музыки, восприятие музыкального произведения.

 Timirova Tatyana Alexandrovna

student, Faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, tanyatumurova.51215@mail.ru

 PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF HEARING CULTURE

AT SCHOOLBOYS ON MUSIC LESSONS

 Abstract: The article is devoted to the problem of the development of student skills and student culture of students in music lessons. Attention is focused on the concepts of “listening” and “musical perception”; the pedagogical conditions for the formation of a listener culture in a secondary school are investigated and substantiated.

Key words: listening to music, listening culture, music education of schoolchildren, music lesson, perception of a musical work.

Музыкальное искусство, выполняя гуманистическую, художественно-эстетическую и воспитательную функции, во все времена играло особую роль в развитии культурно-ценностных ориентаций человека. Стремительные изменения, происходящие в жизни современного человека, оказывают воздействие и на окружающую его музыкальную среду. Широкое распространение средствами массовой информации развлекательной музыки, навязывание моды на порой примитивные образцы поп-культуры влияют на формирование определенных музыкальных стереотипов в подростковой и молодежной среде. Развлекательное музыкальное искусство довольно часто становится для школьников отражением современной действительности, кажущиеся «реальным» портретом современной музыкальной культуры.

В связи с этим в сознании современного школьника возникает противоречие между содержанием урока музыки, ориентированным на освоении богатейшего музыкального наследия и повседневной, постоянно окружающей учащегося звуковой средой. В такой ситуации исследователи, практикующие педагоги-музыканты отмечают постепенное «угасание» у школьников интереса к урокам музыки, говорят об их неготовности слушать, слышать и адекватно воспринимать музыкальное искусство во всем ее жанровом многообразии.

Анализ культурологической, психолого-педагогической, музыкально-методической литературы позволяет говорить о том, что у школьников развитие слушательской культуры происходит преимущественно стихийно, поверхностно и не всегда позитивно; также отмечается недостаточная сформированность слушательских навыков у обучающихся различных возрастов. В связи с этим проблема формирования слушательской культуры школьников приобретает особое значение в системе общего музыкального образования.

Важно отметить, что говоря о феномене «слушательская культура» необходимо рассматривать его в связи с понятиями «музыкальное восприятие» и «слушание». Термин «музыкальное восприятие» в педагогике музыкального образования определяется в двух аспектах: 1) процесс слушания и «слышания» музыки, 2) способность человека к пониманию музыкального образа и его осмысление. Музыкальное восприятие, чаще всего, рассматривают как способность слышать и переживать музыкальное содержание, как художественно-эстетическое единство.

Н. С. Ломакина определяет слушательскую культуру школьников как «интегративное многоуровневое качество личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности. Содержание слушательской культуры школьников представлено следующими взаимозависимыми компонентами: мотивационным, эмоциональным, познавательно-интеллектуальным, оценочным, деятельностным» [3, с. 75].

Развитие слушательской культуры школьников должно исходить из характерных им психофизиологических особенностей и свойств. Именно с учетом возрастных, индивидуальных личностных особенностей педагогу-музыканту на музыкальных занятиях следует выстраивать развивающее и воспитывающее обучение, ведущее за собой становление и совершенствование психических процессов обучающихся. В. В. Медушевский теории музыкознания, вводит понятие «адекватное восприятие», которое понимает как «прочтение текста в свете музыкально-языковых, стилистических, жанровых и духовно-ценностных принципов культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватнее оказывается свойственное ей восприятие» [4, с. 21]. Б. М. Теплов указывает, что «музыкальное восприятие опирается не только на музыкально-слуховые представления, но и на опыт жизненный, который проявляется в богатстве ассоциативных связей (слуховых, зрительных, временных) и других представлений, закрепленных долговременной памятью. Основу музыкального восприятия составляют эмоциональные музыкально-эстетические оценки» [1, с. 173].

Анализ музыкальной и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта по данной проблематике позволил обосновать педагогические условия, способствующие развитию слушательской культуры школьников на уроках музыки, такие как:

– грамотная организация процесса слушания музыки с целью развития навыков восприятия музыки и формирования слушательских навыков школьников;

– использование в учебно-воспитательном процессе специальных методик и приемов активизации слушательской культуры;

– осуществление комплекса обогащающих друг друга методов и специальных средств обучения.

Обратимся к первому педагогическому условию. Музыкальное восприятие школьника характеризуется следующими особенностями: преобладание неспецефических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями; синкретически слитный характер образа, в котором все аспекты звучания, объединяясь в сознании, фокусируются на чем-то одном. Следовательно, в развитии слушательской культуры школьника особое значение имеет «чувственный аспект», пробуждение эмоций, развитие эмоциональной отзывчивости учащегося как части его музыкальной культуры; это предполагает акцентирование на эмоциональной, духовной составляющей музыкального искусства.

Целенаправленное и систематическое педагогическое сопровождение и руководство, эмоциональная открытость педагога и обучающихся, интересная, творческая и инновационная формы подачи и трансляции музыкальных знаний, интересная интерпретация музыкальных произведений являются необходимыми условиями организации полноценного музыкального восприятия школьников. Выбор методики организации слушания музыки должен быть направлен на пополнение музыкально-эстетических впечатлений учащегося.

Ко второму педагогическому условию относится использование в музыкально-образовательном процессе специальных методик и приемов активизации слушательской культуры. Среди методических приемов, способствующих развитию слушательской культуры на уроках музыки можно выделить ансамблевое и хоровое пение, вокализация мелодий инструментальных произведений; ритмопластика; «рисование» музыкального образа и графическое изображение мелодии; составление музыкальной коллекции; различные музыкально-творческие и музыкально-познавательные задания и др.

Третье педагогическое условие связано с применением методов, с помощью которых достаточно успешно решается проблема развития слушательской культуры учащихся. Выбор их обусловлен целями и задачами, которые ставит перед собой педагог на уроках музыки. Среди них: метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод сопереживания, метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод музыкального собеседования, метод создания литературных интерпретаций, метод создания поэтических аналогий, метод импровизации и др.

Многие педагоги-музыканты разрабатывают свою систему методов, направленных на развитие слушательской культуры. Так, Г. В. Полякова, раскрывая проблему формирования музыкально-слушательской культуры школьников, указывает на эффективность следующих методов. Метод «синестезии» заключается в том, что учащиеся подбирают конкретные цвета, характеризующие определенное музыкальное произведение. Метод «Нарисуй картину в своем воображении» помогает учащимся увидеть музыку в своем представлении, поделиться своими впечатлениями от «картинок» с классом. Метод «Слова-ассоциации» позволяет школьникам использовать новые слова и в игровой форме высказываться о характере музыки. Метод рассматривания и обсуждения рисунков, репродукций, иллюстраций развивает у учащихся ассоциативно-образное мышление и стимулирует развитие музыкальной памяти. Для усиления впечатления учащихся от музыки, на уроках можно использовать репродукции картин известных живописцев.

Таким образом, решение задачи развития слушательской культуры школьников подразумевает создание условий для развития их художественно-образного мышления, эстетических потребностей, эмоционально-ценностного восприятия образно-смыслового содержания музыки на основе усвоенных ими знаний. Таким образом, воспитывается постоянная потребность в слушательской деятельности.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева, под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. ‒ М.: Музыка, 2006. ‒ 336 с.
  2. Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков : дис. … канд. пед. наук / Н. С. Ломакина. – М., 2006. – 218 с.
  3. Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский // Восприятие музыки : сб. статей : ред.-сост. В. Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – С. 141–155.
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
  5. Торопова,А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. В. Торопова. – М. : Юрайт, 2017. – 245 с.
  6. Полякова, Г. В. О проблеме формирования музыкально-слушательской культуры школьников [Электронный ресурс] / Г. В. Полякова // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : сб. науч. статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции. Уссурийск : Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики ; сост. Е. В. Глухих. – Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 167–169. – Режим доступа : https://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-publications/2017/

nats_prioritety_sovr_ros_obr_2017.pdf.

Добавить комментарий