УДК 78(045)
ББК 85.31р
Галстян Юлия Матевосовна
студент, факультет педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, yulenka.galstyan.96@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития базовых музыкальных способностей у старших дошкольников. На основе трактовки понятия «музыкально-сенсорные способности» характеризуются отдельные компоненты музыкального слуха. Применительно к детям старшего дошкольного возраста определяется значение музыкально-сенсорных способностей в целостном процессе их музыкального воспитания как важного фактора становления интереса к музыке, формирования навыков правильного восприятия ее содержания и формы, а также пробуждения потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в сфере данного вида искусства.
Ключевые слова: музыкальное воспитание дошкольников, музыкально-сенсорные способности, музыкальный слух, старший дошкольный возраст.
Galstyan Julia Matevosovna
student, Faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
yulenka.galstyan.96@mail.ru
DEVELOPMENT OF MUSIC-TOUCH ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: The article deals with the problem of the development of basic musical abilities in older preschoolers. Based on the interpretation of the concept of «musical-sensory abilities», the individual components of the musical ear are characterized. Applied to older preschool children, the value of musical-sensory abilities is determined in the holistic process of their musical education as an important factor in the development of interest in music, the formation of skills for the correct perception of its content and form, as well as the awakening of the need to constantly communicate with it and desire this kind of art.
Keywords: preschool musical education, musical-sensory abilities, ear for music, older preschool age.
Как известно, музыка представляет собой движение звуков, различающихся по высоте, длительности, динамике и тембру, определенным образом организованных в музыкальных ладах, что в совокупности придает ей выразительные возможности, создает определенную эмоциональную окраску. Как считают О. П. Радынова и Л. Н. Комиссарова, «чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма» [1, c. 48]. В своей работе они акцентируют внимание на том, что различение свойств музыкальных звуков (высоты, тембра, динамики, длительности) составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Музыкальное восприятие представляет глубоко чувственный, эмоционально насыщенный процесс, связанный с глубокими переживаниями. В нем тесно сплелись сенсорные ощущения музыкальных звуков и наслаждение всей прелестью созвучий. Оно актуализирует весь предшествующий опыт и запускает ассоциации, возникающие непосредственно во время восприятия музыки, обеспечивающие формирование музыкальных образов и субъективные реакции на них. Несомненно, все это выполняется на базе хорошо развитых музыкально-сенсорных способностей.
Под музыкально-сенсорными способностями дошкольника подразумевается не только особенность восприятия, позволяющая ему узнавать индивидуальные элементы музыкальных звуков (высоту, тембр, длительность, силу). Эти способности предполагают активное вслушивание, представление детьми музыкальных звуков в их своеобразных изобразительных отношениях. В результате, происходит наглядно-действенное знакомство детей с музыкальными эталонами. Различие перечисленных характеристик звуков и составляет базу музыкально-сенсорных способностей: звуковысотного слуха, чувства ритма, динамического и тембрового слуха.
Звуковысотный слух предполагает умение слышать, чувствовать и различать звуки по высоте, даже если присутствует незначительная разница. Для того чтобы дети дошкольного возраста смогли самостоятельно повторить мелодию (голосом или на каком-нибудь музыкальном инструменте), им нужно услышать, почувствовать как же движутся звуки в мелодии: вверх или вниз, плавно или скачками. Для этого необходимо вовлечь детей в вокализацию мелодии (моторику) или в игру на музыкальных инструментах. Все это будет способствовать всестороннему развитию музыкально-слуховых представлений. Музыкально-слуховые представления – это умения, проявляющиеся в повторении по слуху мелодии.
В основе чувства музыкального ритма лежит различение длительности звука. Оно сплетено тесным контактом с обычным (немузыкальным) чувством ритма, тем что является характерным для всех процессов мироздания – от ритма всей нашей вселенной до биоритмов внутри каждого из живых организмов – и вместе с тем отличается от него. Чувство ритма – подразумевает возможность понимать и повторять ритмические последования. Данное чувство музыкального ритма предполагает реакцию на специфику определенных временных процессов в музыке. Одной из особенностей чувства музыкального ритма можно считать то, что он собирает в себя не только представление о времени, но и понятия динамики, темпа, артикуляции.
Тембр и динамика представляют собой базу звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Тембровый слух, по мнению Ю. Б. Добжанской, «подразумевает умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков иразличных звукосочетаний. Такой слух обычно хорошо развит у оркестровыхдирижеров и звукорежиссеров. По тембрам отличают друг от друга звукиодинаковой высоты и громкости, но исполненные на различныхинструментах, разными голосами, или на одном инструменте, но разнымиприемами игры» [2, c. 4].
Н. Н. Тульнева указывает, что «динамический слух (курсив – Ю. Г.) представляет собой способность определять громкость звучания и ее изменения» [3, с. 2]. Динамический слух весьма зависит от уровня воспитания слуха в целом. В звуковой последовательности каждый последующий звук звучит тише или громче, чем предыдущий, придавая воспринимаемому произведению определенную эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка «нарастает» (crescendo) иди «затихает» (diminuendo), «движетсяволнами» или делает резкие акценты.
Музыкально-сенсорные способности детей дошкольного возраста значительно лучше развиваются при особой организации музыкального воспитания и обучения: в восприятии, пении, движении, а так же игре на музыкальных инструментах; при этом ни один из видов музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. Бесспорно, что в музыкальной деятельности, как и наверняка во всех видах деятельности детей, берет начало все, конечно же, с восприятия предмета через впечатление. А это значит, что без участия анализаторов, в нашем случае, слуховых, дети дошкольного возраста не могут полноценно развиваться в области музыкального искусства и деятельности, обогащаться знаниями о сущности слышимого звука. В связи с этим, в музыкальной деятельности дошкольников музыкально-сенсорный навык считается главенствующим над всеми его видами. В заключение хотелось бы согласиться с мнением Н. П. Витькиной и О. В. Милициной, о том что «музыкально-сенсорные способности предполагают формирование слухового внимания; вслушивание в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания; смену контрастных и сходных звуковых соотношений, различные способы обследования музыкального звучания» [4, с. 2].
Таким образом, удалось выяснить, что под музыкально-сенсорными способностями понимаются качества, развивающие слуховое восприятие, находящееся в фундаменте познания музыки. Музыкально-сенсорные способности включают такие составляющие как звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Степень их развития определяет уровень и качество музыкально-слуховых ощущений, восприятий, тесно взаимосвязанная с изобразительными и выразительными средствами музыки.
Список использованных источников
- Венгер, Л. А. Генезис сенсорных способностей : учеб. пособие / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 2007. – 54 с.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитиеребенка : учеб. пособие /Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2008. – 256 с.
- Витькина, Н. П. Развитие музыкально-сенсорных способностей младших школьников [Электронный ресурс] / Н. П. Витькина, О. В. Милицина. – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2015/article/2015011546.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В.Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 672 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2018. – 416 с.
- Добжанская, Ю. Б. Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс] / Ю. Б. Добжанская. – Режим доступа : https://multiurok.ru/files/muzykal-nyi-slukh-i-iegho-razvitiie-v-protsiessie.html
- Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольноговозраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2000.– 304 с.
- Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О.П. Радыновой. – М. : Юрайт, 2019. – 296 с.
- Тульнева, Н. Н. Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] / Н. Н. Тульнева. – Режим доступа : https://multiurok.ru/files/razvitiie-muzykal-nogho-slukha-na-urokakh-sol-fied.html.