ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Набокова Е. Н.

 

Аннотация: В статье актуализируется проблема формирования интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста в ходе занятий детского оркестра.

Ключевые слова: интерес к музыке, детский оркестр, дети, старший дошкольный возраст, музыка.

FORMING INTEREST TO MUSIC IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE DURING CHILDREN’S ORCHESTRA SCHOOLS

Abstract: The article actualizes the problem of the formation of interest in music in children of senior preschool age during the sessions of a children’s orchestra.

Keywords: interest in music, children’s orchestra, children, senior preschool age, music.

Актуальность проблемы формирования интереса к музыке дошкольников состоит в том, что в настоящее время рассматривается в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности. Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г. З. Апресян, Н. И. Киященко,  Н. Л. Лейзеров).

Интерес – форма проявления потребности познавательной деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Интерес служит своеобразным «компасом», направляющим эстетическую деятельность ребенка на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней формируются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному элементарному музицированию [1, с. 47].

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует формированию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, эмоциональность, сосредоточенность, формируются и совершенствуются музыкальные способности. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей [3, 102].

Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты – просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования в формировании музыкальности у детей [2, с. 65].

На групповых и индивидуальных занятиях можно создавать ритмические ансамбли, используя как деревозвучные (деревянные ложки, кастаньеты, трещотки), так и металлозвучные ударные инструменты (треугольники, румбы, бубенцы, погремушки, маракасы). Игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать исполнение педагогом на фортепиано, баяне или аккордеоне веселых плясовых мелодий. В последнем случае оркестровка должна быть особенно прозрачной.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии. Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом другие (по музыкальным фразам или предложениям). Для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру. При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов [1, с. 78].

Играя на разнообразных инструментах, воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначально игровые движения, приобретая навык игры в ансамбле.  В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д. [3, с. 107].

Таким образом можно сказать, что во время игры на детских музыкальных инструментах дети осваивают элементарную динамику, первоначально игровые движения, приобретают навык игры в ансамбле; формируют такие музыкальные способности как музыкально-ритмический, звуковысотный, ладовый, гармонический и полифонический, тембровый и динамический слух, чувство музыкального темпа.

Список использованных источников

  1. Ветлугина, Н. А. Детский оркестр / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение 1981. – 123 с.
  2. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. – Ленинград: Музыка, 1970. – 160 с.
  1. Тютюнникова, Т. Элементарное музицирование с дошкольниками / Т.Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9 – С. 101 — 108.

Добавить комментарий