ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ВОКАЛА

Рожкова Оксана Васильевна

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

wertyu200016@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена раскрытию методических позиций формирования сценического образа на уроке эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста. Основной задачей работы является изучение вопросов о музыкальном образе вокального сочинения, сценических средствах выразительности вокалиста, становлению эмоционального отклика детей младшего школьного возраста на музыку, характер и замысел музыкального произведения.

Ключевые слова: музыкальный образ, сценические средства выразительности, художественный замысел, сценическая деятельность.

 Rozhkova Oksana Vasil’evna

student, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

wertyu200016@yandex.ru

FORMATION STAGE THE YOUNGER STUDENTS

IN THE CLASS OF VOCAL

 Annotation: The article is devoted to the disclosure of the methodological positions of the formation of the scenic image in the pop vocal lesson in children of primary school age. The main task of the work is to study questions about the musical image of the vocal composition, the stage means of expressiveness of the vocalist, the formation of the emotional response of children of primary school age to the music, character and purpose of the musical work.

Key words: musical image, stage means of expressiveness, artistic intention, stage activity.

 

Вокальное произведение представляет собой органическое соединение вербальной и музыкальной информации. В силу этого оно воздействует на слушателя одновременно через посредство интонации и ритма и слова. Из-за этого певцу необходимо как бы «нырнуть» в поэтический смысл текста песни, понять его образность через средства музыкальной выразительности. Эту закономерность необходимо учитывать при обучении детей пению.

Пение занимает одно из важных мест в системе дополнительного образования детей. Эта область успешно развивается: заниматься вокалом с удовольствием идут все больше детей. Именно в процессе певческой деятельности легко ввести ребенка в мир музыкального искусства, раскрыть его образность, поскольку в вокальном произведении музыкальные средства (лад, темп, динамика, интонация) сочетаются с поэтическим текстом.

Образ – это феномен, возникающий в результате предметно-практической мыслительной деятельности, представляющей собой целостное интегральное отражение действительности. По мнению Б. В. Асафьева, музыка представляет собой образно-звуковое отображение действительности. Следовательно, этот образ необходимо создать в процессе исполнения вокального сочинения. Движение губ, глаз, головы, тела, жесты, мимика – это все сценические средства выразительности. Если музыка плавная, спокойная, мелодичная, то и все движения у ребенка должны стать таковыми. А если музыка энергичная, веселая, дерзкая, то и соответственно движения будут такими. Ребенок не может исполнять грустную музыку под энергичные движения и на оборот. И задача педагога заключается в том, что бы донести это до ученика.

Доказано что в первую очередь на детей начинает воздействовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка непроизвольные телесные движения: сначала беспорядочные, а потом все более совпадающие с пульсом музыки. Затем осмысливаются высота тона и мелодия, ну и на последнем месте ребенок овладевает тембром. Поэтому нужно правильно спланировать вокальную работу с учеником. Верно подобранные движения помогут ему лучше воспринимать музыкальный образ песни. Глубокое проникновение в музыку способствует выразительности исполнительских движений, которые представляют собой средство выражения художественных образов.

Музыкально-сценическая работа над образом песни проходит в три этапа.

  1. Изучение элементов музыкально-сценической деятельности. Это предполагает упрощенный разбор песни, поиск необходимых выразительных средств (жесты, мимика, пластика), разучивание мелодии.
  2. Формирование музыкально-сценического облика песни через постижение поэтического замысла, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.
  3. Полнофункциональная творческая работа над целостной концепцией музыкального произведения, создание ребенком собственного видения исполняемого музыкального творения.

На каждом из этих этапов осуществляется своя работа:

На первом – педагог и ученик вместе прослушивают музыкальное произведение, разбирают содержание поэтического текста и музыки.

На втором – осуществляется разбор музыкальных средств с точки зрения их художественной выразительности: динамики («Почему вот в этом фрагменте музыка была громче, а в другом тише?»), лада («Как ты думаешь, какую эмоциональную атмосферу создает мажор или минор в этой песне?»), темпа («Почему в этом музыкальном фрагменте идет замедление мелодии?») и т. д.

На третьем – преподаватель и ученик приступают к созданию собственного уникального образа песни, воплощенного не только в голосе, но и во всем теле (мимике, жестах, движениях).

Для создания сценического образа песни могут помочь различные упражнения, в том числе, и в игровой форме, наиболее предпочтительной в работе с младшими школьниками. В начале урока в младшем классе нужно провести с ребенком дыхательную гимнастику, мимическую разминку (например, «Покусай язычок»), сделать массаж щек. Хороши мимические этюды, служащие формированию умения владеть свои лицом. Например: «Покажи, пожалуйста, лицом радость, а затем печаль!», «Изобрази страх на своем лице!», «Сделай восторженное лицо, а затем горделивое!» и др. Затем идут вокальные упражнения (распевки): для разогрева голосовых связок, на дикцию (скороговорки), на интонацию.

Компонентами созданного сценического образа песни: 1) музыка, 2) слово, 3) сценические движения, 4) пение. Что бы процесс формирования сценического образа песни происходил эффективно, педагог должен провести беседу с учеником о том, что такое образ. Ведущими вопросами беседы могут быть следующие: «Как ты думаешь что такое образ?» (Образ нельзя потрогать, его нужно почувствовать. Образ – это твой характер, твои привычки, манера поведения), «Что для тебя значит “войти в образ”?» (Это значит, что на время надо настроиться на характер произведения, прочувствовать его, спеть песню от начала до конца с нужным характером произведения).

И только потом следует работа над произведением и сценическим образом, включающая разбор литературного текста, прохождение трудных мест и, собственно, создание сценического образа песни.

Одной из задач педагога является настройка ученика перед концертом на отличное выступление. Для этого нужно знать, что уверенность в исполнении зависит от приобретения сценического опыта. Кроме перечисленного, действия педагога по формированию сценического образа песни должны быть направлены на устранение у ребенка психического барьера, возникающего при публичном выступлении, развивая в ученике такие качества как уверенность в себе, своих силах для наилучшего выступления. В результате этого, воплощая сценический образ на сцене, ученик превращается в художника, оставляя частицу себя в душе слушателей. Таким образом, работа над формированием сценического образа песни заканчивается только тогда, когда все трудности преодолены, и ребенок воплотил музыкальный образ на сцене.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : МПГУ, 2013. – 367 с.
  2. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Классика-ХХI, 2006. – 256 с.
  3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – М. : Ярославль : Академия развития, 2014. – 203 с.
  4. Леонтьев, А. Н. Психология общения : учебник для высш. и средн. учеб. заведений / А. Н. Леонтьев. – М. : Тарту, 2013. – 108 с.
  5. Мухина, В. С. Возрастная психология : учебник / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2013. – 89 с.

Добавить комментарий