СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Полшкова Анна Александровна

преподаватель фольклорного отделения МБУ ДО «Атемарской ДШИ»;

магистрант, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

anka.polshkova@yandex.ru

 

 

Аннотация: Данная статья раскрывает особенности методики знакомства детей младшего школьного возраста с народной песней (в частности, с детским музыкальным фольклором) как одного из путей реализации национально-регионального образовательного компонента в музыкальном образовании детей.

Ключевые слова: фольклор, музыкальный фольклор, детский музыкальный фольклор, музыкальное образование младших школьников, вокальная подготовка.

 

Polshkova Anna Alexsandrovna

teacher of the folklore department of the MBU DO «Atemarskaya DShI»; undergraduate, Faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

anka.polshkova@yandex.ru

 

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S MUSICAL FOLKLORE OF PUPILS OF THE YOUNGER CLASSES

 

 

Abstract: This article reveals the peculiarities of the method of acquaintance of children of primary school age with a folk song (in particular, with children’s musical folklore) as one of the ways to implement the national-regional educational component in children’s musical education.

Key words: folklore, musical folklore, children’s musical folklore, music education of younger schoolchildren, vocal training.

 

Введенный ученым В. Томсом термин «фольклор» в дословном переводе с английского означает «народная мудрость» или «народное знание». Такая трактовка раскрывает нам достаточно глубокую значимость характеристики детского фольклора как специфической области народного творчества, объединяющей мир детей и мир взрослых и включающей целую систему музыкально-поэтических жанров народного творчества. Образовательная значимость детского фольклора отражена в словах Т. И. Одиноковой: «Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении» [5, с. 94]. Ей вторит Э. Н. Киласония: «Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством направлено на решение задач речевого, познавательного развития и формирования основ эстетической культуры личности…» [4].

В практике музыкального воспитания младших школьников важное значение имеют фольклорные музыкальные игры под пение (педагога или собственное пение детей и воспитателя). Есть песни, в которых дети совмещают пение и игру, действие в них развивается спокойно. А в активных играх детям становится трудно одновременно дышать и петь, так как они увлечены действием. Некоторые игры требуют движения, тогда необходимо разделить детей на две группы: одна группа поет, а другая участвует в инсценировке и исполняет движения. Затем группы меняются функциями. Эта работа проводится без сопровождения.

В музыкальных играх под пение с применением пляски (чаще всего это хороводные и плясовые песни) педагог сначала спрашивает у детей, какие танцевальные движения они знают и хотели бы использовать под конкретную песню; затем повторяет их с детьми, а также показывает и разучивает новые движения. Само разучивание танцевальных движений проходит в медленном темпе, без пения. По желанию, для аккомпанемента и ритмичности исполнения, можно использовать шумовые и ударные инструменты.

Огромный интерес у детей-дошкольников вызывают разучивание песенок из сказок. В этом жанре заложены функции для развития и воспитания у детей эмоционального и образного исполнения песен. Для разучивания таких песен и сказок, педагог обязан быть подготовлен, так как их исполнение должно быть выразительным и эмоциональным. Чем ярче будут исполнены текст и песни, тем точнее дети разыграют действие сказки.

Знакомство детей-дошкольников с народной песней, на музыкальных занятиях, проводится в несколько этапов:

– вступительное слово, которое должно быть достаточно кратким, но в то же время очень интересным, ярким и эмоциональным, в результате чего у детей создается настроение, соответствующее характеру песни;

– исполнение песни педагогом, задачей которого является создание большого интереса к изучаемому музыкальному материалу за счет яркого, эмоционального и выразительного его прочтения;

– беседа о прослушанной песне, включающая разбор вместе с обучающимися общего настроения песни, характера лирических героев, их чувств;

– разучивание песни на основе устно-слухового и устно-подражательного методов (прием подражания голосу и интонации педагога способствует усвоению детьми песенного материала идет намного эффективнее), использование сопровождающих содержание песни игровых и танцевальных движений, выразительной мимики, идущих от действий ее персонажей.

Последнее способствует лучшему и более быстрому освоению песни. Чтобы дети хорошо запомнили песню, − считает Л. П. Карпушина, − «надо чаще переносить ее в быт, в детскую игру; исполнять на праздниках и в развлечениях» [3, с. 58]. Именно тогда дети, исполняя народную песню, не копируют манеру исполнения взрослых, а поют естественным звуком, обращая внимание на ее образное исполнение, в том числе, связанное с жанром. Это связано с тем, что при исполнении песен различных жанров должна меняться и вокально-тембровая окраска звука: например, колядки «кричат»; заклички дождя, весны, птиц — «скандируют»; колыбельные – поют нежно и светло; хороводные поют свободно, открытым звуком, немного напряженно; потешки и прибаутки исполняют в мелодекламационной манере с обязательной сменой интонации в зависимости от образа персонажа.

Этнонациональная характеристика напева часто связана с его метроритмической организацией. Преобладающим типом ритмики, характерной для мордовских песен, является так называемая «квантитативная» ритмика, т. е. специальная система, основанная на определенном типе ритма и зависящая от поэтического текста, в результате чего образуются музыкально-ритмические «формулы» с различным чередованием долей. Не смотря на кажущуюся сложность данного типа ритмики, она легко воспроизводится детьми благодаря отстукиванию счетной доли, что обеспечивает выработку четкого чувства метра. В процессе обучения детей воспитывается хорошее чувство ритма, которое помогает активному восприятию музыкальной формы в целом. Каждую новую ритмическую фигуру следует изучать вначале лишь в собственно ритмических упражнениях (при этом рекомендуется использовать ритмические слоги для более легкого усвоения), а затем – в интонационных.

Работа над воспитанием вокально-интонационных навыков начинается с освоения музыкального материала на основе интонации большой секунды, которая вначале закрепляется в пассивной слуховой практике – заучиваются с голоса педагога. Далее предлагаются песни, в которых большесекундовая интонация объединяется с интонацией малой терции. Далее диапазон расширяется, а изучаемые песни предлагают новые музыкальные трудности: более широкий диапазон, интонационные и ритмические трудности. Таким образом, с самого начала обучения проводится активная работа над развитием чувства мелодического интервала: на каждый интервал, так же как и на мелодический оборот, может быть подобрана фраза из освоенной детьми песни, как это рекомендует Л. Б. Бражник [2, с. 4].

Работа над художественным песенным материалом невозможна без творчества. Творческую работу необходимо вводить в учебный процесс уже с первых уроков в различных формах: сочинить ритмический рисунок, нарисовать картинку на изучаемую песенку, попробовать сочинить несложную мелодию, придумать к ней движения. Эти творческие задания помогают решить ряд следующих задач:

1) стимулировать эмоциональное освоение детьми образов народного музыкального искусства;

2) научить детей выразительно интонировать народные песни, передавать настроение, эмоции, чувства и мысли, заложенные в них;

3) сформировать умение соединять слово, напев и движение народных песен, создавать исполнительский образ при разыгрывании сюжетов песен;

4) научить использовать народные танцевальные движения;

5) дать элементарные навыки игры на простейших народных музыкальных инструментах;

6) воспитывать этническое самосознание, стремление изучать свой родной язык, музыкальную культуру.

«Обращение к фольклору, – отмечает Е. М. Аристова, – дает возможность сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, а также гуманных взаимоотношений между людьми в современных условиях воспитания школьников. У ребенка вместе с музыкальными способностями формируются новые знания, умения и навыки» [1]. Мы также считаем, что музыкальный фольклор оказывает большое влияние на развитие музыкальных способностей детей, помогая стать им нравственными и творческими людьми.

 

Список использованных источников

 

  1. Аристова, Е. М. Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора [Электронный ресурс] / Е. М. Аристова. – URL: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597889/
  2. Бражник, Л. В. Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио : учеб. пособие / Л. В. Бражник, И. А. Галкина, С. Н. Павлова-Копаева ; под ред. Н. И. Бояркина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1999. – 172 с.
  3. Карпушина, Л. П. Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях : учеб. пособие / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева ; МО РМ. – Саранск : МРИО, 2009. – 127 с.
  4. Киласония, Э. Н. Некоторые вопросы воспитания детей средствами мордовского фольклора [Электронный ресурс] / Э. Н. Киласония // Музыка и жизнь. – URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Philologia/6_116831.doc.htm
  5. Одинокова, Т. И. Мордовская музыка в школе / Т. И. Одинокова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. – 272 с.

Добавить комментарий