ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Куркова Оксана Геннадьевна

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития у учащихся младших классов базовых навыков, обеспечивающих успешность осуществления певческой деятельности. На основе анализа педагогической и музыкально-методической литературы характеризуются педагогические условия их развития в условиях внеклассной музыкальной деятельности. Определяется их значение как важного фактора музыкального образования младших школьников в целом, а также пробуждения потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявить себя в сфере данного вида искусства.

Ключевые слова: музыкальное воспитание учащихся младших классов, певческие навыки, внеклассная музыкальная деятельность школьников.

 

Музыкальное образование и воспитание школьников – это сложный процесс, он не может ограничиваться только уроками музыки. Совершенно необходимой является внеклассная работа с учащимися. Внеклассная музыкальная деятельность входит обязательной частью в Основную образовательную программу каждого образовательного учреждения согласно ФГОС. Внеклассная работа – составная часть классно-воспитательной работы школы, одна из форм организации музыкального досуга учащихся. Она предоставляет широкие возможности для всестороннего музыкального развития учащихся, в том числе и развития художественно-творческого потенциала личности младшего школьника. Современная педагогическая наука определяет основные принципы организации внеклассной деятельности; к ним относятся преемственность, планомерность, последовательность, системность, увлеченность. Учителя музыки, организуя музыкальную внеклассную деятельность и опираясь на вышеназванные общепедагогические принципы, используют при этом и специфические принципы, лежащие в основе музыкального образования и воспитания и охарактеризованные еще Д. Б. Кабалевским. Они включают в себя: активность учебной музыкальной деятельности, самостоятельность, связь музыкальных занятий с жизнью, ориентир на всемерное развитие музыкальных способностей обучающихся; воспитание вкуса и общей музыкальной культуры [4].

Внеклассная работа в области музыкального образования младших школьников, реализуясь в разнообразных видах деятельности, оказывает огромное влияние на их музыкальное воспитание и развитие, укрепление мотивационной сферы; способствует актуализации индивидуальных музыкально-творческих задатков и способностей, обогащению музыкально-художественного опыта, становлению способности к художественному взаимодействию со сверстниками и другими людьми через посредство музыки и с самой музыкой, формированию стремления пропагандировать музыкальную культуру.

Содержание внеклассной музыкальной деятельности обладает отличительными характеристиками, связанными с преобладанием эмоционального аспекта обучения над рациональным, определяющим значением практического аспекта знаний, связанного с совершенствованием разнообразных умений и навыков [6]. Внеклассная музыкальная деятельность, служа дополнением школьных уроков музыки в плане расширения музыкального кругозора младших школьников, углубления полученных знаний, умений и навыков, развития их художественно-творческого потенциала, естественным образом включает и развитие певческих навыков.

Осуществление внеклассной музыкальной деятельности должно осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также уровня их музыкального развития. Младший школьный возраст характеризуется объективно существующими психологическими особенностями, которые определяют специфику развития певческих навыков во внеклассной музыкальной деятельности. К ним относятся: разрозненный музыкальный опыт; недостаточная слуховая координация; преобладание зрелищно-событийных впечатлений над слуховыми; гедонистический тип восприятия музыки; потребность в частой смене эмоциональных состояний; склонность к эмоциональной идентификации в процессе социальной и художественной коммуникации; преобладание непосредственных чувственных ощущений, наглядных образов над словесными; стремление к самовыражению в двигательных, зрительных, звуковых формах.

Использование возрастных особенностей младших школьников в плане осуществления певческой деятельности связано с выбором музыкально-художественного материала, располагающегося в удобной для голоса тесситуре и не допускающего форсирования звучания. Это обеспечивает естественность и гармоничность развития певческих навыков, выявление собственного, уникального тембра обучающегося. В связи с этим, следует помнить, что на данном возрастном этапе певческие навыки прорабатываются в своем самом элементарном виде: младший школьник пока еще не в состоянии сосредоточиться на тонкостях вокальной деятельности. Лишь впоследствии, как указывает Г. П. Стулова, «происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале» [7, с. 79].

Успех овладения певческими навыками в условиях внеклассной музыкальной деятельности во многом определяется тем, насколько младшие школьники испытывают потребность в занятиях пением. Для этого необходим верный выбор формы осуществления внеклассной музыкальной деятельности. По нашему мнению, наиболее эффективными формами внеклассной музыкальной деятельности, направленными на развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста, являются музыкальные праздники, музыкальные игротеки, конкурсы, концерты, смотры юных талантов, карнавалы и т. д.

Систематическая работа по освоению и совершенствованию певческих навыков в процессе внеклассной музыкальной деятельности приводит к весьма ценному качеству – автоматическому характеру их применения. Это формируется при многочисленном осуществлении простейших операций во время занятий певческой деятельностью. Так, на каком-либо внеклассном мероприятии концертного плана голосовой аппарат ребенка начинает функционировать как саморегулирующаяся система, рефлексивно входящая в оптимальное певческое состояние, при котором одновременно задействуются необходимые мышечные системы.

Развитие певческих навыков без специальных знаний невозможно. Общая музыкальная воспитанность предполагает также и знание сущности искусства пения, сформированное ценностное отношение к нему. Следовательно, внеклассная музыкальная деятельность предполагает не только певческое развитие, но и общее музыкально-художественное и общее развитие младших школьников.

На основании вышесказанного можно выделить педагогические условия развития певческих навыков у младших школьников в процессе внеклассной музыкальной деятельности. Они заключаются: в отборе музыкального материала, задающего оптимальные условия развития певческих навыков; использовании методов и приемов, способствующих созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности и эмоциональной непринужденности; разработке взаимосвязанной серии певческих упражнений и заданий, выполняемых в процессе подготовки и проведения различных форм внеклассной музыкальной деятельности.

 

Список использованных источников

 

  1. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей / В. А. Багадуров. – М. : АПН РСФСР, 1955. – 165 с.
  2. Гладкая, С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. А. Гладкая. – М. : Просвещение, 1989. – 240 с.
  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
  4. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1987. – 203 с.
  5. Павлова, Е. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности : дис. … канд. пед. наук / Е. В. Павлова. – Чебоксары, 2003. – 212 c.
  6. Плотникова, О. В. Внеурочная деятельность в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО [Электронный ресурс] / О. В. Плотникова // Первая ступень : сайт учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Донецка Ростовской области О. В. Плотниковой. – URL : http://plotnikova. ucoz.ru/index/vneurochnaja_dejatelnost/0-103/
  7. Стулова, Г. П. Хоровой класс / Г. П. Стулова. – М. : Просвещение, 1988. – 247 с.

 

 

Добавить комментарий