ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

СМИРНОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

студент группы ПЗМ-116, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности влияния музыкального обучения на когнитивное развитие детей, раскрывается потенциал воздействия уроков музыки на расширение когнитивных функций и интеллект.

Ключевые слова: музыкальное обучение, когнитивное развитие, слуховое восприятие, языковые навыки, интеллект, восприятие ритма, социальное общение.

 

SMIRNOV ALEXEY SERGEEVICH

student, group PZM-116, faculty of pedagogical and art education,

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

INFLUENCE OF MUSIC LEARNING ON THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN

Abstract: The article discusses the features of the impact of music education on the cognitive development of children, reveals the potential impact of music lessons on the expansion of  cognitive functions and intelligence.

Keywords: musical learning, cognitive development, auditory perception, language skills, intelligence,  rhythm perception, social communication.

 

Музыкальное обучение является хорошим выбором для развития когнитивного развития детей.  Инструментальная музыкальная подготовка представляется уникальной в широком спектре наблюдаемых долгосрочных эффектов.

При сравнении музыкальной подготовки с необученными детьми неудивительно, что обнаруживаются различия в выполнении заданий на прослушивание и слуховой обработке. Например, было показано, что дети, которые извлекают пользу из уроков  музыки, более чувствительны к тональности и гармонике  музыки, чем неподготовленные дети. В частности, что касается обработки основного тона, дети в возрасте 8 лет, прошедшие 6-месячное обучение музыке, продемонстрировали повышенную точность распознавания незначительных различий основного тона и его  сигнатуру. Никаких таких различий не наблюдалось в контрольной группе, которая прошла равный период занятий живописью [4, с. 198].

Другое, хорошо контролируемое продольное исследование, показало, что дети в возрасте от 8 до 10 лет, которые получили пользу от 12-месячной программы уроков музыки, лучше различали продолжительность слогового слуха и время начала речи по сравнению с детьми, которые посещали уроки рисования в тот же период [3, с. 10].

Таким образом, эти результаты позволяют предположить, что музыкальная подготовка может улучшить временную настройку слухового восприятия. Кроме того, музыканты лучше распознают речь в шуме, эта способность развивалась благодаря последовательной практике и улучшалась, если обучение музыке начиналось в раннем возрасте.

Взятые вместе, эти результаты позволяют предположить, что музыкальная подготовка повышает навыки слушания, включая звуковую дискриминацию, что позволяет более точно обрабатывать речь и голоса. В соответствии с нашей предполагаемой ролью ритмического захвата, эти различия в языковой обработке, отличающие музыкантов от не музыкантов, могут отражать наученную способность точно ориентировать внимание во времени для более точного различения звуков [2, с. 14].

Музыкальные звуки и все другие звуки разделяют большинство этапов обработки по всей слуховой системе, и хотя речь отличается от производства музыки в нескольких измерениях, было показано, что музыкальное обучение переходит на языковые навыки. Например, слуховые реакции  мозга на прекращение согласных у детей с музыкальным образованием в младшем возрасте  более отчетливы, что указывает на усиление дифференциации сходных звуков, которое характерно для взрослых музыкантов, а позднее приводит к лучшей способности различать звуки в речи. Перекрестные связи между языком и музыкальным обучением прослеживаются во многих исследованиях [5, с. 280].

Это преимущество музыкального обучения можно найти не только в задачах слухового восприятия, но также и в словесных способностях, таких как беглость речи и память, демонстрирующие эффекты переноса музыки в музыкальном обучении. Например, было показано, что дети с музыкальной подготовкой показали лучшие результаты в подтексте лексики для детей, чем в контрольной группе. Кроме того, музыкальное обучение также было связано с улучшением вербальной памяти [2, с. 12].

Эмпирические исследования детей показывают, что музыкальные способности предсказывают фонологические навыки в языке, такие как чтение. Например, исследователи обнаружили значительную связь между обучением музыке и навыками чтения. В другом исследовании изучалась связь между навыками раннего чтения и музыкальным развитием у большой выборки  детей в возрасте от 4 до 5 лет [1, с. 111].

Изучение английского языка требует отображения визуальных символов на фонемных контрастах и, следовательно, использования навыков языковой категоризации звука. В этом исследовании были протестированы как музыкальная высота, так и ритм. Для группы 5-летних детей, исполнение музыки, а не задания ритма, показали улучшение способности к чтению. Такой вывод согласуется с идеей общих процессов обучения для языковых и музыкальных звуковых категорий.  Было проведено большое количество исследований о том, как музыка может повысить интеллект. Результаты этого исследования показывают, что не простое прослушивание музыки, а активное взаимодействие с музыкой в ​​форме уроков музыки чаще оказывает положительное влияние на интеллект и когнитивные функции [6, с. 283].

Для детей уроки музыки выступают в качестве дополнительного обучения, требующего сосредоточенного внимания, запоминания и прогрессивного овладения техническими навыками. Поэтому навыки передачи исполнительной  функции, самоконтроля и постоянного сосредоточенного внимания приводят к лучшим результатам и по другим предметам и, в конечном итоге, к более высоким показателям общего IQ. Общий IQ обычно тестируется с помощью прогрессивных матриц. Например, исследователи обнаружили, что практика использования музыкальных инструментов повышает производительность указанного теста, что может свидетельствовать о том, что навыки невербального мышления лучше развиваются у детей с музыкальной подготовкой [6, с. 283].

Измерения интеллекта часто используются для прогнозирования успеваемости. Поэтому одним из вопросов в этой области исследований является то, как музыкальная деятельность влияет на успеваемость у детей и подростков. Исследования, а также тесты общего интеллекта, показывают положительную связь между музыкальным образованием и академическими  достижениями.  Их результаты показывают, что на самом деле влияние музыки в школе и за ее пределами может выступать в качестве посредника в достижении академических достижений [7, с. 219].

Таким образом, музыкальное обучение в детстве усиливает многие когнитивные функции. Хотя это влияние сильно усиливается, когда музыкальное обучение происходит в течение ранних периодов, музыкальная пластичность мозга возникает и в более поздние периоды жизни. Конкретные факторы, влияющие на относительную ценность музыкального образования, включают важность мотивации и социального общения в обучении музыке, а также потенциальную роль ритмического увлечения [5, с. 280].

Обучение игре на инструменте дает ребенку возможность для творческого самовыражения и развития личности. Поэтому мы приходим к выводу, что музыкальное образование, начинающееся уже в раннем детстве, дает возможность настраивать и тренировать мозг для важных когнитивных и социальных функций. Кроме того, оно предоставляет ребенку методы и основы, которые будут полезны на протяжении всей жизни.

Список использованных источников

  1. Анвари Ш.Х., Трейнор Л.Дж., Вудсайд Дж., Леви Б.А. (2002). Связь между музыкальными навыками, фонологической обработкой и способностью к раннему чтению у детей дошкольного возраста . J. Эксп. Детский Психол . 83 , 111–130,10.1016 / S0022-0965 (02) 00124-8 [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
  2. Бессон М., Чоберт Дж., Мари С. (2011). Перенос обучения между музыкой и речью: общая обработка, внимание и память. Фронт. Психол . 2: 94,10–3389 / fpsyg.2011.00094 [ PMC free article ] [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
  3. Велэй Дж., Чоберт Ж., Франсуа С., Бессон М. (2012). Активное музыкальное обучение  детей в возрасте от 8 до 10 лет. Cereb Cortex. 10 – 1093 / cercor / bhs377 [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
  4. Коста-Джоми Э. (1999). Влияние  обучения игре на фортепиано на когнитивное развитие детей . J. Res. Музыка Educ . 47 , 198–212,10.2307 / 3345779 [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
  5. Марвин Е., Грегерсен П., Ковальский Е., Кон Н. (2000). Музыкальное образование в раннем детстве и предрасположенность к абсолютному слуху. Am. J. Med. Генет . 98 , 280–282,10.1002 / 1096-8628 (20010122) 98: 3 <280: AID-AJMG1083> 3.0.CO; 26 [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
  6. Шелленберг Э.Г. (2011). Изучение связи между уроками музыки и интеллекта . Br. J. Psychol . 102 , 283–302,10.1111 / j.2044-8295.2010.02000.x [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
  7. Шлауг Г., Нортон А., Овери К., Виннер Е. (2005). Влияние обучения музыке на мозг и когнитивное развитие ребенка. NY Acad. Научный 1060 , 219–230,10.1196 / annals.1360.015 [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]

Добавить комментарий