Формирование музыкальных знаний детей старшего дошкольного возраста: к сущности вопроса

Пешкова Елена Владимировна, Карпушина Лариса Павловна

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

 

Современное общество ставит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений задачу приобщения дошкольников к музыкальной культуре.  Проблема формирования музыкальных знаний у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и значимой. Это определяется тем, что современному обществу требуется личность, способная к самостоятельной музыкально-творческой деятельности, успешно адаптирующейся к постоянно изменяющимся социально-культурным условиям жизни.

Так же актуальность проблемы формирования музыкальных знаний у детей старшего дошкольного возраста определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором делается акцент на учёт комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка [12].

Основные аспекты и особенности организации работы в этом направлении представлены в исследованиях авторов – Д. Б. Кабалевского [7],   Н. А. Ветлугиной [2], А. Г. Гогоберидзе [3], Л. А. Безбородовой [1] и других.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании первоначальных музыкальных знаний и умений у детей. Осознанное и активное взаимодействие с музыкой позволяет ребенку исследовать и открывать новую информацию об окружающем мире, природе и человеческих отношениях.

Музыкальные знания – одна из важных составляющих частей категории «знания». Музыкальные знания трактуются как знания самой музыки и знания о музыке (Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина, Г. П. Сергеева), процесс освоения которых сочетает приобретение эмпирического и теоретического знания [9].

В известной нам психолого-педагогической литературе мы не нашли определения понятию музыкальные знания для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы при разработке определения ориентировались и опирались на исследования следующих авторов:  Д. Б. Кабалевского [7],   Л. А. Безбородовой [1], Л. В. Гориной [4]. Под музыкальными знаниями дошкольников мы понимаем совокупность знаний о творчестве композиторов и исполнителей, о жанрах музыки, о средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм), о музыкальных образах, о музыкальной форме и т. д., которые дети получают в процессе непосредственно образовательной деятельности или самообразования.

Современные научные исследования говорят о том, что формирование музыкальных знаний, приобщение к основам музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Если в детском возрасте у ребенка отсутствуют музыкальные впечатления, то в дальнейшем это с трудом восполнимо.  Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист  Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [10, c.79].

Старший дошкольный возраст является одним из  самых благоприятных для формирования музыкальных знаний у ребенка, так как именно в этот период закладывается психологический фундамент для творческой деятельности. Дети данного возраста способны к созданию нового интересного рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старший дошкольный возраст характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, интерес, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, устойчивая мотивация, развитое воображение, настойчивость, инициативность.

В содержание комплексных программ включен аспект формирования музыкальных знаний у  старших дошкольников. В программе «Истоки» авторов Т. И. Алиевой, Л. А. Парамоновой, Т. В. Антоновой в содержании раздела «Художественно-эстетическое развитие» одной из задач является обогащение музыкальных знаний у детей старшего дошкольного возраста; повторение пройденного музыкального материала [6, с. 58].  В образовательной программе «От рождения до школы» авторов Н. Е. Вераксы, Д. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе предполагается формирование музыкальных знаний, а именно расширение представлений у детей о музыке; формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой [11, с. 67].  В содержание образовательной программы «Детство» (Т. И. Бабаева,    А. Г. Гогоберидзе) в область «Художественно-эстетическое развитие» включено накопление музыкальных знаний у детей [5, с. 81]. В программе    С. Г. Якобсона, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой «Радуга» говорится о том, что в старшем дошкольном возрасте педагог должен знакомить детей с творчеством русских композиторов, с традиционной музыкой разных народов; посещать театральные постановки, концерты [14, с. 108].

В парциальных программах по музыкальному образованию дошкольников так же уделено внимание вопросу формирования музыкальных знаний. В программе «Музыкальные шедевры» автора  О. П. Радыновой в число основных задач включено расширение знаний детей о музыке, а конкретно: дать представления о первичных жанрах музыки; дать представления об изобразительных возможностях музыки; дать представление и песне, танце и марше и т. д. [13, с. 29]. В образовательной программе «Ладушки» авторов И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой в число задач входит обогащение детей музыкальными знания и представлениями в музыкальной игре [8, с. 34].

Анализ содержания данных программ позволяет утверждать, что в процессе музыкального воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста значительную роль играют знания о музыке, которые помогают раскрыть особенности музыкального искусства.

Для эффективности процесса формирования музыкальных знаний у детей старшего дошкольного возраста должны соблюдаться определенные педагогические условия. К таким условиям относятся:

– отбор целесообразного, доступного и интересного материала, соответствующего современным дошкольникам для решения поставленных задач;

– организация музыкальной предметно-развивающей среды;

– единство требований к формированию музыкальных знаний со стороны взрослых;

– вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми;

– включение детей в процесс активного поиска и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности;

– активное взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования музыкальных знаний у детей;

– организация процесса формирования музыкальных знаний в игровой форме.

Мы считаем, что одним из самых результативных методов уточнения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о музыкальных знаниях является дидактическая игра. Она оказывает помощь ребенку в освоении первоначальных музыкальных знаний в яркой, интересной и увлекательной форме, заставляет задуматься о музыке. Для формирования музыкальных знаний у детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие игры, как «Слушаем музыку», «Наши песни», «Кто больше знает».

В процессе формирования музыкальных знаний так же могут быть использованы сюрпризные моменты и игры упражнения. Например, к сюрпризным моментам можно отнести – «нам в группу пришло письмо», «я нашла в группе музыкальную шкатулку», «к нам в гости пришел Музыкант»; к играм упражнениям можно отнести «Давай поможем Незнайке разобраться с музыкальными инструментами».

Игры-путешествия вызывают большой интерес у детей дошкольного возраста. Например, «Путешествие в страну музыки», «Путешествие в сказку».

Отличными помощниками в процессе формирования музыкальных знаний могут стать викторины, а именно: «Когда это бывает?», «Музыкальная планета» и сюжетно-ролевые игры – «Магазин музыкальных инструментов», «Школа музыки».

Так же в процессе формирования музыкальной культуры у дошкольников не следует забывать о художественной литературе. Например, стихотворения – С. М. Олексяк «Путешествие по звукам», С. Кабанова, Л. Чекалова «Оркестр», «Нотный дом», Е. Григорьева «Нотная песенка»; пособия для детей, педагогов и родителей – М. В. Ковалева, Ю. Б. Лемеш «Опера. Маленькая музыкальная энциклопедия», П. А. Киселева «Хочу все знать о музыке», Н. В. Астахова «Мир музыки открылся мне. Музыкальные инструменты»; авторские сказки – Т. А. Домаренок «Оркестр», «Любовь композитора», Якоб и Вильгельм Гримм «Чудаковатый музыкант», В. А.  Левшин « Маленькая волшебница».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема формирования музыкальных знаний у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной и в этой области сделано немало открытий и создано достаточное количество интересных разработок. Именно у детей дошкольного возраста в полной мере проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению. Дав свободу детям в музыкальной деятельности, можно направлять эту активность в сторону восприятия содержания музыки, формирования музыкальных знаний.

 

Список использованных источников

  1. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования: учеб. пособие для студентов / Л. А. Безбородова. – М. : Флинта, 2013. – 254 с.
  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для училищ по спец. 03.08 Дошкольное воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
  1. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
  1. Горина, Л. В. Музыкальное воспитание дошкольников: учебно-метод. пособие для студентов педвузов и педагогов ДОУ / Л. В. Горина, И. В. Гусева, А. В. Козюченко. – Саратов: Научная книга, 2005.  – 76 с.
  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 280 с.
  1. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
  1. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке: учеб. метод. пос. для учит. общеобр. школы / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
  1. Каплунова, И. М. Ладушки: программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – М. : Реноме, 2015. – 116 с.
  1. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы: учебная программа / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016. – 256 с.
  1. Науменко, Г. М. Народная мудрость и знания о ребенке: этнография детства / Г. М. Науменко.  – М. : Центрполиграф, 2001. – 431с.
  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. –  URL: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz40uN5bSc8
  2. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
  1. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.– 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 232 с.

Добавить комментарий