РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ЕМЕЛИНА АНЖЕЛИКА ЕВГЕНЬЕВНА                                                

 магистрант                                                                                                      Мордовский педагогический институт имени М.Е.Евсевьева, г. Саранск, Россия

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА                                                               

научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Музыка – это материя эмоций.

Мэтью Беллами, композитор,

 фронтмен группы «МUSE»

 

Проблема развития эмоций детей и взрослых всегда остается актуальной и волновала, как отечественных ученых, так и зарубежных. Эмоции – это, прежде всего, психологические процессы, протекающие в форме внутренних переживаний, и являются субъективным отношением личности к окружающей действительности. Эмоции, воздействуя на разум и тело человека, влияют на все аспекты его жизни.

Одна из первых научных работ на тему эмоций принадлежала Ч. Дарвину. В своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» он подчеркивал, что эволюционное развитие происходит как на биологическом, так и на психическом уровне. Так появилась эволюционная теория эмоций. В работе ученого эмоции – это важный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среды, «биологически значимый сигнал для особей своего и других видов» [8, с. 237].

Одним из первых обратил внимание на то, что «мы существа не рациональные, а, управляемые эмоциональными силами, происхождение которых часто не осознается», был родоначальник психоанализа З. Фрейд. Так, в своих ранних работах он указывает, что «эмоция – это единственная побудительная сила психической жизни» [6, с. 283].

В научных работах, ученик Фрейда, ученый А. Адлер уделил особое внимание двум видам эмоций. Первый вид – эмоции, связанные с достижением собственных целей и самоутверждения. Такие эмоции не связаны с обществом.  Второй вид – эмоции, которые способствуют социальному взаимодействию и, соответственно, связаны с обществом. По Адлеру, именно последний, второй эмоциональный вид – является основным показателем психологического здоровья [9, с.138].

В настоящий момент недостатку второго вида эмоций подвержено подрастающее поколение. Современная цифровая эпоха формирует индивидуальное бытие поколения. Использование мобильных телефонов, планшетов и других технических приспособлений привело к неумению общаться и, как следствие, приводит к эмоциональному дефициту у детей и подростков.

По данным исследования международной компании «Лаборатория Касперского» в рамках проекта «Растим детей в эпоху Интернета» на середину 2018 года от всех опрошенных детей до 14 лет 56% постоянно находятся в сети Интернет. Опрос среди российских подростков (14-16 лет) показал еще больший процент – 68%. [2]. Таким образом, чем старше становится ребенок, тем большее время он проводит в сети Интернет с использованием цифровых технологий. Что является одним и следствий отсутствия социального взаимодействия в реальном мире и как результат нарушение психологического здоровья.

Мы располагаем большим количеством научных работ на тему возникновения разных видов эмоционального состояния и их развития. Большое внимание уделяли ученые П. Бард, К. Ланге, У. Кеннон. В их концепциях были перечислены разные психологические и ситуативные причины. Подробнее хотелось бы остановиться на музыке.

Эмоции играют в музыке основную роль. Музыка воплощает настроение, передает человеческих характер, раскрывает образ действий и выражает мысли. Восприятие и исполнение музыки способны оказать эмоциональное воздействие по средствам звука. Именно в звуке заложено большой объем информации для слушателя.

Пианист А. Шнабель писал: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью…Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и очевидно, призван…возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимой и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы называем музыкой» [10, с. 313].

Таким образом, музыка способна к эмоциональному воспитанию. Музыка обогащает чувства и дает слушателю возможность испытать эмоции, которые он не смог познать в жизни. Так, мелодия меняет восприятие и открывает иные чувства, по средствам уникальной гармонии [1, с. 313].

Музыкальное образование помогает учащимся познакомиться с другими эмоциональными состояниями. Таким образом, позволяет расширить взаимодействие с окружающей действительностью и получить новый психологический опыт музыкально-творческой деятельности.

Переживание настроений музыкальных произведений, умение раскрытия замысла композитора свидетельствует об уровне музыкальной и эмоциональной культуре школьника. Так, музыкальная отзывчивость школьника способствует его эмоциональному развитию [4, с. 47].

Стоит подчеркнуть преимущество вокально-хоровой деятельности в эмоциональном воспитании подрастающего поколения. «Хоровое пение исторически является одной из основ музыкального воспитания. Такому исполнению свойственна своя специфика – она направлена на духовное единение поющих – согласие звука и эмоций». Это подтверждали в своих работах Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая и многие другие музыканты-педагоги. Они обращали внимание на воспитание в хоровой деятельности, которая через восприятие, осознание, понимание музыки и текста побуждает переживания и чувства [5, с. 155].

Один из крупнейших мастеров русской хоровой культуры П.Г. Чесноков подчеркивал, что: «хором называется такой коллектив, который достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении» [7, с. 114].

Таким образом, вокально-хоровая деятельность позволяет восполнить недостаток общения подрастающего поколения, как вербального, так и эмоционального. Хор – это, прежде всего, деятельность группы людей, где эмоции и переживания одного вокалиста сочетаются с эмоциями всего коллектива. Так, происходит объединение и восполнение необходимых психологических и эмоциональных потребностей: социальных контактах с себе подобными, познавательной и внешних впечатлениях [3, с. 114].

Эмоции в музыке – неотъемлемая составляющая восприятия. Приобщая учащегося к музыкальной деятельности, в частности к вокально-хоровой, мы вовлекаем в процесс формирования эмоционально-образной сферы личности. На данном этапе, хоровая педагогическая деятельность все меньше распространена в общеобразовательных учреждениях, что лишает возможности эффективного эмоционального воспитания.

 

Библиографический список

  1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  2. Безопасность в Интернете. 56% детей постоянно находятся в Сети:[http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/99-56-detej-postoyanno-nakhodyatsya-v-seti]
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Че-Ро, 2005. – 336 с.
  4. Елисеева, П.А. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте: дис.канд.пед.наук. 13.00.02. /П.А. Елисеева. – Екатеринбург, 2005. – 219 с.
  5. Костогорова, М. В. Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности / М. В. Костогорова // Гуманитарный вектор. – 2011. – №2 – 26 с.
  6. Полный энциклопедический справочник. Психология. – СПБ.: Прайм-Еврознак, 2007. – 896 с.
  7. Соколов, В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие / В.Г. Соколов. – М.: Музыка, 1983. – 227 c.
  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов. Н/Д.: Феникс, 2007. – 671 с.
  9. Фрейдтер, Р. Большая книга психологии. Личность / Р. Фрейдтер. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 704 с.
  10. Шнабель, А. Ты никогда не будешь пианистом! А. Шнабель / М.: Классика, 2002. – 332 с.

Добавить комментарий