ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гурина А. Р.

МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Саранск

 

На современном этапе развития образования особую значимость приобретают вопросы формирования универсальных учебных действий, которые заявлены в нормативных документах (ФГОС), в качестве основополагающего компонента обучения и развития растущей личности. УУД предполагают направленность познавательной деятельности ребенка на формирование умения самостоятельно приобретать знания, и использовать их в практической деятельности.

По ФГОС универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования [4].

Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения учитывается при формировании конкретных видов УУД. По ФГОС в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Выдающиеся ученые-психологи А. Г. Асмолов и Г. В. Бурменская приходят к единому мнению: «Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться. Действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». Умения учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [1, с. 27].

Наибольший интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, который, по мнению психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) благоприятен для развития основ личности, ее духовности, самореализации, самовыражения. Они утверждают: «В начале школьного обучения личностный УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Это предполагает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность «Я-концепции» и самооценки, эмоциональную зрелость» [1, c. 33]. В исследованиях авторитетных ученых В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, М. Р. Гинзбурга и др. была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении школьным предметам [3, с. 81].

Из это можно сделать такой вывод, что личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно-смысловой ориентации обучающихся. Они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений. Благодаря личностным УУД ребенок стремится к реализации своего творческого потенциала, он мотивирован на работу и готов выражать и даже отстаивать свою позицию. Происходит формирование представлений о нравственности, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Из этого можно сделать такой вывод, что личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

ФГОС изменил подход к организации учебной деятельности. Реализация заложенных в стандарте идей во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от уровня владения мастерством педагогической техники. В данной статье мне хотелось бы рассмотреть вопрос о формировании личностных УУД на уроке музыки в начальной школе.

Величайшим источником нравственного развития служит музыка. Она открывает перед ребенком мир ощущений, переживаний, позволяет в доступной форме познакомиться с явлениями, которые его окружают. В настоящее время личностные УУД актуализируются в процессе музыкального образования, т. к. они направлены на творческое и эмоционально-ценностное развитие ребенка средствами музыкального искусства. Известный методолог, педагог-музыкант Д. Кабалевский в своей книге «Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей» отмечает, что стремление к совершенству – вот, что воспитывает в человеке искусство [2].

Проанализировав программу «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, можно сделать вывод, что эта программа на основе формирования универсальных учебных действий ориентирована на развитие личности обучающегося. Она направлена на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как виду искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру в опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Практическая деятельность учителя выражается в реализации творческого потенциала ребенка, в оформлении ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения [5].

Личностными УУД на этом уроке считается вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музыки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Для младших школьников еще актуальна игровая деятельность, поэтому урок «Музыка» и знакомство с искусством значимо в начальной школе. При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость.

Формированию личностных УУД, устойчивой положительной мотивации к предмету способствуют: создание атмосферы сотрудничества и творчества через создание ситуации успеха путем выполнения заданий, посильных для всех учащихся; наличие положительного эмоционального настроя учебного занятия; использование эффектных музыкальных фрагментов в начале урока (список музыкальных произведений именуемый «Эффект Моцарта»), организацию рефлексии, через оценку собственной деятельности и деятельности других, постановку занимательных вопросов («Толстых вопросов», требующих многовариантных ответов – «почему было трудно?», «какие открытия совершили на уроке» и т. д.).

Следовательно, в начальной школе у детей появляется желание и интерес к учению, формируется внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности. Работа по формированию личностных УУД на уроке музыки способствует возникновению мотивации к музыкальному творчеству на основе развития музыкально-эстетического сознания, эстетических потребностей, ценностей; формирует умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения, ориентируя учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях. Музыкальное занятие – это познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к прекрасному, формирует нравственные и эстетические качества личности.

Важно заметить и развить у ребенка стремление к общению с музыкой в том виде деятельности, который ему наиболее интересен и доступен, где результат положителен. Принимать во внимание особенности и соответствовать процессу развития музыкального восприятия, способностей, интересов и склонностей. Помимо этого не забывать и про другие необходимые виды деятельности, помнить об общем развитие детей.

 

Литература

 

  1. Асмолов, А. Г. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Барменская и др. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.
  2. Кабалевский, Д. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей / Д. Кабалевский. – М. :Амрита-Русь, 2018. – 224 с.
  3. Кудряшова Н. В. Формирование личностных УУД на уроке музыки [Электронный ресурс] / Н. В. Кудряшова // Сайт «Копилка уроков – сайт для учителей». – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokie-muzyki.
  4. Междисциплинарная учебная программа «Формирование универсальных учебных действий» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://varlamovo.ucoz.ru/FGOS_OOO/2-1-mezhdisciplinarnaja_programma_formirovanie_uud.pdf.
  5. Рабочая программа по музыке 1–4 классы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/attachment/ccf1d085-e803-11e0-85ca-001018890642.pdf.

Добавить комментарий