Музыкально-игровая деятельность младших школьников на уроке музыки

Зайкина М. А.

студентка группы ПДМ-117

Шишкина С. В., к.п.н., доцент

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

 

Введение

Музыка нас окружает везде и всегда. Она действует на нашу душу и заставляет нас радоваться, печалиться или раздражать. Благодаря, музыке мы испытываем большой спектр эмоций, она нас может сподвигнуть на какие-либо поступки, только нужно знать, какою музыку слушать, чтобы она приводила к правильным поступкам и решениям.

Также музыка играет очень большую роль в воспитании наших детей. В начальной школе закладываются основы духовной  культуры, музыкальной образованности, формирующая музыкальные эстетические вкусы. Именно на уроках музыки каждый ребёнок приобщается к сокровищам классической и народной музыке, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.

Одним из актуальных направлений  поиска  образования, является использование игровой деятельности в сфере образования.

 

Основная часть

 

Важнейшей целью современного художественного образования,  является прежде всего воспитание  готовности и способности к художественно-творческому познанию мира, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, готовности  и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций, социальной и профессиональной мобильности, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше».

Новизна стандарта нового поколения образовательной области «Искусство» заключается, прежде всего в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития.

Учащиеся начальной школы должны научиться воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

 

Ведущей деятельностью для детей является игра, и для того, что бы привлечь внимание у школьников к музыке, существуют различные игры, которые способствуют музыкальному воспитанию детей.

 

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

 

В России одно из первых определений игры принадлежит В.И. Далю (1801 – 1872). В «Толковом словаре живого великорусского языка» (1863 – 1866) он рассматривал «игру» и производное от нее – «играть» – только как средство развлечения, как «забаву, установленную по правилам». Под игрой он понимал также «то, чем играют и во что играют».

 

В.Н.Всеволодский-Гернгросс определил игру, как разновидность общественной практики, «состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей».
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

 

Задачи игры

Развивающие:

Развитие познавательной деятельности ребёнка

Развитие эмоционально- волевой сферы ребёнка

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

 

Обучающие:

Обогащает представлений об окружающем мире

Позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

 

Воспитательные:

Формирует коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

 

 

При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко.

Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.

Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.

Игра выполняет познавательную функцию. Она – путь познания мира для ребенка. Игра имеет большое развивающее значение. Это средство всестороннего развития ребенка. Игра развивает творческое воображение ребенка, влияет на духовное, нравственное развитие личности, имеет важное значение для развития самостоятельности детей, общительности. Игра выполняет так же обучающую функцию и используется в качестве одного из важных средств воспитания ребенка. Н. А. Терентьева в программе «Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки» пишет о том, что «воспитательное воздействие игровой деятельности общепризнанно, и одной из главных особенностей игровой деятельности является ее активно-творческий характер».

Игра для ребенка младшего школьного возраста, особенно шести- и семилетнего, остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игровую деятельность на уроке музыки. Игра естественно включает ребенка в процесс познания музыки, активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, внимание, память, интеллект и так далее.

Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления и процессы, познает их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию.

 

Изучение музыкальное искусство направлено на определенные
общественно-преобразующую. Каждая из этих функций в музыкально-образовательном процессе, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, и имеет свою направленность и специфику-Изучение музыкальное искусство направлено на определенные общественные функции. С позиции педагогики музыкального образования эти функции являются ориентировочными при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка. В содержательном отношении педагогике музыкального образования наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах В. Н. Холоповой. Исследователь выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности; этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге общественно-преобразующую. Каждая из этих функций в музыкально-образовательном процессе, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, и имеет свою направленность и специфику.

Содержание музыкального воспитания можно условно разделить на три блока:

1) содержание искусства оценочное осознание жизненных явлений;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Музыкальное обучение, направленное на развитие интеллекта у детей предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) постановка учителем музыки на уроке проблемы;

2) открытие детьми нового знания на основе восприятия музыки и применение знания в практической деятельности;

3) самоориентирование учащихся в музыкальном искусстве и применение знаний в своей практической деятельности [1].
Цель и задачи музыкальной игры:

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

 

1.​ Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.​ Оздоровительные:

  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;
  • развитие быстроты двигательной реакции.

3.​ Образовательные:

  • обучение речевым, певческим навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.

4.​ Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой культуры;
  • формирование эстетическому восприятию окружающего мира;
  • развитие эмоциональной сферы.

5​. Развивающие:

  • развитие познавательной активности;
  • поддержание устойчивого интереса;
  • укрепление саморегуляции и контроля;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

 

 

Музыкальная игра «Осень»

Цель: развитие простейших пластических движений, умения передать образ.

Ход игры: Звучит песня «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья — это вы. Попробуйте передать с помощью движений кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.

Игра «Весёлый звукоряд»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формование быстроте реакции, снятие напряжение.

Ход игры: Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки, на которых написаны названия нот, под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между собой на полянке, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды, главное встать по порядку: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Побеждает команда, которая построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.

Это даёт возможность не только подвигаться, но и запомнить ноты по порядку. Можно использовать на уроке вместо физ.минутки.

Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Цель: Развитие ритмического слуха, памяти.

Ход игры: Под музыку «Гопака» М.П.Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопываю на одном месте 1 фразу. На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.

Игра «Отгадай по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог: Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые мза ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А.Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры: Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку друг цвета.

2 вариант: Слушая музыку дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-частную форму).

Вывод:

 

Одним из важнейших звеньев учебной работы по музыке является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие развития всех музыкальных способностей. Чем ярче музыкальные представления у детей, тем успешнее идет обучение в части узнавания, сравнения, сопоставления. При помощи такого метода как игра, можно развить у детей интерес к музыкальным способностям. Игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей — основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность.

 

Использованная литература

  1. Крючкова А. А. Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки // Молодой ученый. 2017. №39. С. 92-94. URL : https://moluch.ru/archive/173/45783/ (дата обращения: 28.11.2019).

Добавить комментарий