ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Маркина Е. Н

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

руководитель – Л. П. Карпушина, доктор пед. наук, доцент

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественно-образное мышление, художественно-образное мышление младшего школьника, этапы развития художественно-образного мышления младшего школьника.

Аннотация: данная статья посвящена раскрытию декоративно-прикладного искусства, как средства развития художественно-образного мышления младших школьников. Статья включает в себя рассмотрение понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественно-образное мышление», «художественно-образное мышление младшего школьника». В статье были рассмотрены особенности и возможности декоративно-прикладного искусства. Была определена значимость декоративно прикладного искусства на развитие художественно-образного мышления младших школьников, а также, были выделены этапы развития художественно-образного мышления младших школьников, на занятиях декоративно-прикладным искусством.

 

ARTS AND CRAFTS AS A MEANS OF DEVELOPING ARTISTIC AND IMAGINATIVE THINKING OF YOUNGER STUDENTS

 MARKINA ELIZAVETA NIKOLAEVNA

teacher MOU TO «school price», e.m4rkina@yandex.ru

Key words: decorative and applied art, artistic and imaginative thinking, artistic and imaginative thinking of the younger schoolboy, stages of development of artistic and imaginative thinking of the younger schoolboy.

Abstract: this article is devoted to the disclosure of decorative and applied art as a means of developing artistic and imaginative thinking of younger students. The article includes the consideration of the concepts of «decorative and applied art», «artistic and imaginative thinking», «artistic and imaginative thinking of a Junior schoolboy». The article deals with the features and possibilities of decorative and applied art. Was determined the significance of decorative arts on the development of artistic and creative thinking of primary school pupils, and were the stages of development of artistic and creative thinking of younger students in the classroom arts and crafts.

 

Значимыми факторами, влияющими на формирование художественно-образного мышления младших школьников, являются не только практические умения и навыки, но и специфика восприятия действительности декоративно-прикладного искусства.

Изучением декоративно-прикладного искусства, занимались ученые: В. А. Барадулина, В. С. Кузина, М. А. Некрасова, Б. М. Неменской, И. Н. Полынский, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, которые выделили значимость в решении проблем художественного образования: в формировании ценностных ориентаций, художественного вкуса, формирования и развития творческих начинаний личности.

Рассмотрением сущности декоративно-прикладного искусства, как части декоративного искусства, занимался А. С. Максяшин. Автор полагает, «что декоративно-прикладное искусство охватывает все виды художественной деятельности людей, вводит оригинальность в обыденную обстановку жизни» [6, с. 14]. В свою очередь, В. Б. Кошаев акцентирует внимание на том, что «декоративно-прикладное искусство, выражается в единых традициях оформления отдельного предмета, во всем интерьере и экстерьере архитектурных сооружений» [4, с. 137].

Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это раздел искусства, который содержит различные отрасли творческой деятельности, нацеленные на создание предметов с утилитарной и эстетической функциями. В процессе создания предмета декоративно-прикладного искусства, происходит знакомство и приобщение к народной культуре.

Согласно суждению Д. А. Давалевой, наравне с воспитательными способностями, декоративно-прикладное искусство, присоединяется к ценностям декоративного искусства, тем самым: «Создает положительную атмосферу с целью формирования воспитания и понимания художественных свойств произведений, языка художественной формы, видения средств художественной выразительности». Автор подчеркивает, что «активное введение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс, активизирует личность к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условие для развития художественного вкуса» [3, с. 34].

Изучение основ декоративно-прикладного искусства, в том числе искусства своего региона, в художественном образовании – сложный процесс. Осуществление данного процесса, реализуется при условиях:

– развития осознания самобытности местной культуры;

– формирования представления об общечеловеческих ценностях, свойственных региональному искусству;

– развития творческих способностей на основе региональных художественных традиций.

Декоративно-прикладное искусство обогащает художественно-образное мышление младших школьников, развивает нестандартность мышления, свободу, раскрепощая индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

Н. Л. Лейзеров выделил определение, «художественно-образное мышление – это эмоционально-оценочное, чувственно-наглядное отражение человеком своего многостороннего восприятия мира в образах. Оно становится художественным тогда, когда весь этот процесс оказывается подчиненным определенной цели – созданию предназначенного для других людей произведений» [5, с. 19].

Художественно-образное мышление младшего школьника – это познавательно-творческий процесс восприятия младшим школьником образов искусства и конструирование в ходе анализа и синтеза, своих художественных образов, на основе ранее увиденных.

В процессе художественно-образного мышления, у младших школьников развивается такой рад качеств, как: фантазия, воображение, ассоциативность, в результате чего происходит создание художественных образов, которые характеризуются: оригинальностью, нестандартностью и вариативностью. Ранее перечисленный ряд качеств развития художественно-образного мышления младшего школьника, успешно можно развить на занятиях декоративно-прикладным искусством.

Занятия декоративно-прикладного искусства – это педагогически организованное общение преподавателя с учащимися, в ходе которого, младшие школьники вовлекаются в процесс совместного художественно-образного мышления. В такой совместной деятельности, создают благоприятные условия для формирования художественно-образного мышления у младших школьников.

Три этапа развития художественно-образного мышления на занятиях декоративно-прикладным искусством:

1) этап подражания, способствует отработке умений и навыков;

2) этап репродуктивного развития художественно-образного мышления, необходим для преемственности прошлых форм художественной культуры, а также, формирование конкретного вида художественно-образного мышления, ограниченного рамками определенной художественной культуры. В рамках нашей современной культуры – это, прежде всего, академический метод обучения в форме реалистического отражения действительности.

3) этап творческого развития художественно-образного мышления, нужный для дальнейшего формирования культуры в целом, формирования уникальности и неповторимости мышления в частности [7, с. 16].

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства, у младших школьников закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства. Как писал Н. Д. Бартрам: «Эти знания прочны потому, что, вещь, сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее» [1, с. 395].

Мышление младшего школьника только начинает развиваться от эмоционально-образного к абстрактно -логическому, поэтому сравнение, обобщение, абстрагирование даются ему с трудом. Л. С. Выготский считает, что именно «художественно-образное мышление в этот период детства, становится в центр развития, изменения в восприятии и памяти являются производными от мышления [2, с. 76].

Немаловажным является то, чтобы уроки декоративно-прикладного искусства эмоционально заряжали младшего школьника, вызывали удивление, восхищение, несли радость. Воображение в этом возрасте является способом освоения социального пространства. Постоянные упражнения, тренирующие воображение, рождают веру в свои силы, создают ситуацию успеха на уроке, психологическую комфортность, желание творить.

Развитие художественно-образного мышления, неразрывно связано с развитием личности в целом. Память ребенка в начале младшего школьного возраста отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквальным, точным воспроизведением. Образная память еще преобладает над словесно-логическим восприятием. Художественно-образное мышление младшего школьника, во многом зависит от уровня его сенсорного развития, которое отличается остротой и свежестью восприятия.

В процессе приобщения, младших школьников к декоративно-прикладному искусству, важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия, такие как: слова, музыка, зрительные образы. На занятиях, посвященных народному искусству необходимо комплексное использование разных видов фольклора: сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты, а также музыкального и изобразительного, что помогает осознать учащимся целостность народной культуры.

 

Список использованных источников

  1. Бартрам, Н. Д. Игрушка. Её история и значение / Н.Д. Бартрам. – М. : Медиа, 2014. – 782
  2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. – М. : Просвещение, 2008. – 500 с.
  3. Давалева, Д. А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства / Д. А. Давалева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2015. – № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. – С. 80.
  4. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособ. для студ. вузов / В. Б. Кошаев. М. : ВЛАДОС, 2010. – 272 с.
  5. Лейзеров, Н. Л. Время, человек, искусство: О некоторых особенностях искусства соц. реализма последних лет / Н. Л. Лейзеров. – М. : Знание, 1965. – 32 с.
  6. Максяшин, А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие / А. С. Максяшин. – М. : Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. – 44 с.
  7. Терещенко, Н. А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства / Н. А. Терещенко. – М. : Ростов-на-Дону, –38 с.

Добавить комментарий