ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКЕ

САУЛИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования интереса учащихся к фольклорной музыке, пути решения данных проблем.

Ключевые слова: фольклорная музыка, интерес, проблемы формирования интереса

SAULINA TATYANA VLADIMIROVNA

bachelor, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

PROBLEMS OF FORMATION OF STUDENTTS` INTEREST IN FOLK MUSIC

Abstract: the article deals with the problems of formation of students` interest in folk music, ways of solving these problems.

Key words: folk music, interest, the problem of the formation of interest.

 

Интерес – прекрасный стимул к учению и приобщению к музыке в частности, побуждающее к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под воздействием интереса развиваются музыкальная сосредоточенность, наблюдательность, обостряется работа воображения, интеллектуальная активность, усиливаются непроизвольное внимание. Эффективность решения данной проблемы зависит от профессиональной компетентности педагога, его мастерства превращать общение ребенка с музыкой в полноценную художественную деятельность.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и, конечно же, не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают у учащихся разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумать, прочувствовать, пережить [6, c. 56].

Из этого можно сделать маленький вывод, что интерес – это обязательное условие для того чтобы воспитать познавательную активность ребенка. Одной из главных задач педагога является вызвать этот интерес для его дальнейшего развития, а в последствии и саморазвития. Решая эту задачу, у ученика появляется стремление к новым знаниям, усиливается слуховой контроль, сосредоточенность.

Психологической наукой сформулированы различные уровни развития учебных интересов школьников младшего возраста: любопытство, любознательность, теоретический и познавательный интересы. Любопытство к музыке, как правило проявляется у большинства учащихся. Многие педагоги замечают, что ученики перед уроком с большим интересом спрашивают, какую песню предстоит разучить, какое произведение прослушать к следующему занятию. Однако на стадии любопытства у школьников не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке: их привлекает прежде всего занимательная сторона: достаточно ли песня весела, что «изображает» музыкальное произведение.

Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения уже как определенный показатель уровня его результатов. Эта стадия характеризуется стремлением учащегося самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре и.т.д. Тогда же возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке. Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к новым закономерностям музыкального искусства: музыкальному многоголосию, исполнительским средствам выразительности. Высшая ступень развития познавательных интересов в области музыки непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и интересов и заключается в стремлении использовать имеющиеся знания и умения (в слушании музыки и пении) на практике, в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музицировании, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах. А в конечном итоге – в музыкальном самообразовании и самовоспитании [1, c. 36].

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как фактор преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Школьники должны ясно сознавать, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Из поколения в поколение народ передает через фольклор свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость [2, c. 22].

Народное творчество необходимо использовать для того, чтобы заложить в душе ребенка основу художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие образцы: ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Эстетическое воспитание детей в современной многонациональной начальной школе позволяет формировать интерес к народным традициям, поскольку данный возрастной период отличается обостренным восприятием, эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, поэтому наиболее плодотворен для формирования у младших школьников интереса к фольклору на уроках музыки и внеурочной деятельности. Изучение фольклора является важным инструментом осознания обучающимися себя как личности в пространстве культуры, народного творчества, духовных ценностей, обладает огромным воспитательным потенциалом [5, c. 48].

В наше время, вследствие увлечения массовой культурой наблюдается культурная дезадаптация детей, отрыв от культурной преемственности поколений, нежелание изучать и сохранять многовековые культурные народные традиции. Учащиеся больше увлечены «легкой» музыкой и у них нет особого желания приобщаться к лучшим образцам народной и классической музыки, поэтому с особой остротой ставится проблема интереса, увлеченности. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено, прежде всего, на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к музыке. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как потребность в «эмоциональном насыщении» [3, c. 50].

Для пробуждения интереса необходима активная музыкальная деятельность, направленная на освоение музыкального языка. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

Народная музыка – доступна и близка обучающимся, начиная с самых ранних возрастных этапов. Учитывая большое разнообразие локальных фольклорных традиций, многожанровость народной музыки, можно, тем не менее, выделить ее общие свойства, использование которых развивает все виды интереса, закрепляет в сознании учащихся отношение к художественной деятельности как интересной и творческой. К таким свойствам относятся:

– вариантная природа народной музыки;

– импровизационность и творческий характер ее исполнения;

–использование разнообразных средств коллективного музицирования;

– наличие определенного фольклорного материала, адресованного детям, понятного, занимательного и доступного для исполнения [4, c. 120].

Существуют две основные группы методов, которые способствуют пробуждению интереса к народной музыке у младших школьников. Первая группа методов направлена на углубление восприятия национальной специфики музыки (это такие методы, как метод «погружения» в интонационно-образный строй, метод интонационно-стилевого анализа и метод междухудожественных ассоциаций). Вторая группа методов способствует освоению процессов взаимодействия «диалога» в творчестве композиторов разных национальных стилей.

Рассмотрим все методы более подробно.

Метод погружения в интонационный строй – позволяет детям оценить особенности художественного восприятия мира конкретным народом, характерные «слова-речения» музыкального языка какого-то определенного народа. Погружение в интонационный строй музыки на начальном этапе музыкального образования непрерывно связан с методом интонационно-стилевого анализа, который направлен на поиск и определение специфики элементов музыкального языка, характерных для того или иного национального стиля. Подвести школьников к выводу о существовании внутренних связей между разными видами искусства позволяет метод междухудожественных ассоциаций. Так через сопоставление мелодии, танца и языка, учащиеся, выявляя общие черты народной символики, ощущают целостность своей национальной культуры.

Все вышерассмотренные методы относятся к первой группе, а теперь обратим внимание на методы второй группы:

Освоение процессов народного и композиторского творчества, «диалога» в творчестве композиторов как внутри одной национальной культуры, так и между разными культурами и эпохами осуществляется методом интонационно-тематических реминисценций. Действие метода выражается в обнаружении и художественном осмыслении фольклорных цитат в тексте музыкальных произведений. Встречаясь со знакомыми народными напевами в композиторских сочинениях, ребята изучают их интонационно-смысловое развитие в контексте крупного музыкального произведения. Задачи формирования у школьников способности практически оперировать национально окрашенным мелодическим языком решает метод интонационно-стилевых модуляций. Стилевое модулирование осваивается учащимися в процессе выполнения следующих творческих заданий:

– определение характерных элементов языка в музыкальных произведениях двух или нескольких разных интонационных стилей;

– внедрение элементов одного национального музыкального стиля в музыкальную ткань другого [7, c. 37].

Все эти методы способны увлечь школьников и пробудить их интерес к народной музыке. Данные методы лучше всего усваиваются учащимися в процессе игровой деятельности.

Список использованных источников

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов пед. Институтов / О.А. Апраксина. – М. : Просвещение, 2003. – 224 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2007. – 415 с.
  3. Джусубалиева, Х. С. Музыкальное воспитание на основе игровой деятельности  / Х. С.  Джусубалиева // Начальная школа. – 2018 – № 2. – С. 25.
  4. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Наука, 2010. – 232 с.
  5. Дубровская, Е. К. Теория и методика музыкального воспитания / Е. К. Дубровская. – М. : Педагог, 2001. – 200 с.
  6. Карпова Е. Особенности освоения образности музыкального языка русского фольклора в начальной школе / Е. Карпова // Искусство в школе. – 2018. –  №5. – С. 74.
  7. Турбовской, Я. С. Средства и методы педагогического действия / Я. С. Турбовской. – М. : Знание, 2000. – 362 с.

Добавить комментарий