ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

ЮМАЕВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНВА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

 Аннотация:  В работе рассматривается содержание классической музыки, как музыкально-культурного феномена и методические рекомендации по организации приобщения детей дошкольного возраста к классической музыке.

Ключевые слова: приобщение, классическая музыка, дошкольный возраст.

YUMAEVA ELENA IGOREVNA

bachelor, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia.

THE PROBLEMS OF THE PRESCHOOL CHILDREN`S JOINING  TO THE CLASSICAL MUSIC

Abstract: In this work the contents of the classical music are examined as the musical-cultural phenomenon, and the systematic recommendations by organization of the pre-school children`s joining to the classical music are also examined here..

 Key words: joining, classical music, the pre-school age.

 

Главный период формирования, воспитания и развития личности — дошкольный возраст. Этот этап является для малыша этапом осуществления знакомства ребенка с окружающим миром, небольшим промежутком времени его первоначальной социализации. Как раз в это время формируется самостоятельное, индивидуальное мышление, растёт желание «знать всё», постигать новое, т.е. возрастает любознательность. Исходя из этого, приобретается определённая значимость в воспитании у детей дошкольного возраста художественного вкуса, развитии у детей творческих умений, понимания прелести окружающего мира, формирования культуры, в том числе и музыкальной.

Существует много различных видов искусства, но среди них есть один особый вид, занимающий главное место в художественном, эстетическом  воспитании, а также в системе развития высокообразованного, культурного человека, ребёнка – это музыка.

Классическая музыка имеет широкий культурологический смысл — это «концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время», «некий постоянный принцип культуры», который не только мыслится, но и переживается. Музыка как константа — «предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений, … основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [25; с. 43].

Необходимость приобщения детей дошкольного возраста к классической музыке  вызвана противоречивыми тенденциями в современной музыкальной среде. Если посмотреть на современное общество с одной стороны, то мы увидим, насколько обширно  в нём распространяется массовая музыкальная культура развлекательного характера, с другой стороны – к сожалению, профессиональная музыка все больше усложняется, и становится непонятной, труднодоступной для большинства слушателей. Соответственно, исходя из вышеизложенного текста, любителей такой музыки становится меньше.

Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной чувствительности к музыке выделяется в трудах многих исследователей и музыковедов. Мнения учёных едины в том, что развитие эмоциональной чувствительности к музыке необходимо осуществлять на основе активизации эмоциональной сферы детей с раннего возраста. Доктор искусствоведения,  ученый и психолог Г. С. Тарасов считает, что высокое искусство, а именно, классическая музыка, выступает самым разумным началом психического развития детей, выполняет большинство жизненно важных задач и призвана решать самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, формировать жизненную позицию детей в мире музыки. Позиции и взгляды детей формируются в эмоциональной атмосфере увлеченности, и также складываются общественные связи.

 

  1. Классическая музыка, как музыкально-культурный феномен

Музыка очень богата своими направлениями, но среди всех её видов можно выделить классическую музыку, так как эта музыка не имеет прикладного значения и является настоящим искусством. Вместе с тем в современных разделах философских наук и теории музыки находится общее определение понятию классическая музыка. Примерно оно звучит так: — «…это свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный». В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической» [1; с. 193].

Историческое понятие «классическая музыка» (или «музыкальная классика») связано с эпохой классицизма, её поздним этапом просвещения. Первоначальное значение слова от лат. classicus — образцовый.

В некоторых источниках имеется сразу несколько трактовок словосочетания «классическая музыка». Под классической музыкой мы понимаем музыку с такими музыкальными произведениями, которые были включены в состав великих, гениальных произведений мира, эти произведения прошли сквозь многое время, заслужили всеобщее признание слушателей, стали образцами музыкальных произведений.

К классической музыке можно отнести симфоническую и академическую музыку, произведения таких композиторов как: Бах, Гайдн, Моцарт, Шуберт, Лист, Бетховен, Вагнер и их преемников. Она ограничена рядом жанров: симфонией, сонатой, сюитой, оперой, указывает на связь классической музыки с принципами искусства классицизма. Музыка этих композиторов прошла испытание временем, признана лучшей, образцовой, их музыка отвечает самым высоким художественным требованиям, получившая признание не только на родине её создателя. М. Ш. Бонфельд отмечает, что «Это серьезная музыка, которая требует подготовки, вдумчивого восприятия, но при этом она сильно отличается от музыки «легкой», развлекательной» [3; с. 42]. Тем не менее, В. В. Ильин считает, что «всё это несущественные, случайные признаки, так как они могут присутствовать и у неклассических произведений и отсутствовать у классических» [10; с. 20]. Поэтому необходим более широкий взгляд на проблему.

Не возможно не охватить классиков начала XX века, «Трёх музыкальных китов» — С. Прокофьева, Д. Шостаковича и Д. Кабалевского. Примечательно, что Дмитрия Шостаковича признали классиком ещё при жизни.

В XX веке многие композиторы работали одновременно в академических и неакадемических жанрах: это композиторы советской и пост-советской эпохи: Хачатурян, Щедрин, Свиридов, Губайдуллина, Денисов, Шнитке, Гаврилин – эти композиторы покорили своего слушателя, прошли испытание временем и заслуженно считаются русскими композиторами классиками.

Классическая музыка настолько всеобъемлющее понятие, что её представителями являются композиторы во все времена, в каждом столетии есть имена композиторов, которые внесли незаменимый вклад в классическую музыку.

Феномен классической музыки, если мы его рассмотрим как самостоятельный предмет, отдельно от его взаимодействий с различными видами человеческой деятельности, всегда меняется. Во-первых, он историчный, так же как и само человечество, а соответственно, всегда испытывает на себе непрерывное творческое воздействие последнего. В результате происходит непрерывное изменение музыки, ее трансформация внешняя и внутренняя, а заодно со стороны постигающего опыт жизни человечества к статичным попыткам передумать ее природу и сущность.

Во-вторых, важным имеет место упорядоченность самого понимания о классической музыке: в отличие от природного мира или математического, состоящего из пустых чисел и значений, музыкальный мир нельзя объяснить словами, подчинить какой-либо логике, он воспринимается через ощущение чувствами. И та и другая теория в определённой степени обязательно выражает происходящее. Музыкальная теория не будет в данном смысле исключением. Но она в свою очередь со своим отражением происходящего идет вперёд собственно научной теории. Музыкальная теория не только отражает вечно меняющийся музыкальный мир, но и эффективно взаимодействует с его динамикой, предопределяя его эволюцию. Как отмечает Холопова В. Н. «факт развития музыки должен быть теоретической абстракцией, потому что в противном случае он не может стать элементом теоретической модели процесса развития музыки» [25; с. 136].

Не так прост вопрос музыкальной теории. Он самостоятельно находится актуальным для современной философии классической музыки. Но Березовчук Л. в своих трудах «О специфике периодов изменения системы музыкального языка. Эволюционные процессы музыкального мышления» считает, что более актуальным является осмысление культурной принадлежности и культурной обусловленности феномена как практической музыки, так и теоретического ее познания.

 

  1. Методические рекомендации по организации приобщения детей дошкольного возраста к классической музыке

 

Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями, разными по стилям, жанрам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать доступные возрасту знания о музыке. Чем раньше ребенок будет иметь возможность познакомиться с произведениями «золотого» фонда мировой классики, тем оптимальнее будет проходить формирование его музыкального вкуса.

Немало общих основ и даже общностей существует между музыкой и речью. Основная из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Работа над речью находится в тесной связи с музыкальным воспитанием. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. С помощью музыки расширяется кругозор детей, развивается внимание. При очень внимательном прослушивании ребёнком музыки, усваивается правильное произношение слов и одновременно пополняется его словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с её содержанием. Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а также их сочетания и затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение песен на распев способствуют исправлению отдельных недостатков речи. Пение быстрых, четких песен помогает выработке правильной артикуляции. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребёнка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребёнок использует большое количество качественных прилагательных, подбирая их каким-то невообразимым образом. Например, 5-и летний ребёнок, описывая произведение «Весело – грустно» Л. Бетховена, может употребить до одиннадцати прилагательных. Это произведение, по впечатлениям ребёнка, слышится ему не только как «веселое и грустное», но и как печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное. В руках компетентного, размышляющего и творческого педагога музыка способна стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребёнка и взрослого, о его настроении, эмоциональных переживаниях. Если ребёнок приходит в детский сад с неважным настроением, не хочет ни с кем разговаривать, воспитатель предлагает ему послушать музыку, соответствующую его состоянию. Прослушивание музыки совместно и сопоставление её с собственными мыслями способствуют улучшению эмоционального фона ребёнка, развитию диалоговой речи, обогащению словарного запаса, формирует привычку разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребёнка к сочинительству, речевому, литературному творчеству. По мотивам программного произведения Римского-Корсакова «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования, от экспозиции до развязки. Например, после окончания прослушивания, дети начинают сочинять историю про этого шмеля: «Шмель большой, красивый, у него мохнатая, пушистая спинка, коричневые и желтые полоски. Он торопится … он собирает себе в дорогу цветочный нектар … Шмель как будто опасается чего-то … его хочет съесть птица … Но у него есть друзья, к которым он залетал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика … Во время опасности он летел к друзьям. Белочка спрятала его в дупле и птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждали жена и дети, маленькие шмели. И своих друзей он приглашал в гости отведать нектар».

Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей способствуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребёнка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Интересно и эффективно можно решать поставленные задачи, всего лишь, используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми. Музыка становится своего рода ключом, который «открывает детские уста», вызывает естественное желание у детей делиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями. Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии и творчества. Образность мышления ребёнка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы. Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребёнка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы. Вот некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников:

— необходимо отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями;

— эмоциональная чёткость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, которая захватит ребёнка, вызовет в нём интерес;

— богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

— инструментальные произведения;

— интересное сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпо-ритм, форма музыкального произведения;

— наличие солирующего музыкального инструмента: фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент, который подчеркивает выразительность мелодии;

— наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;

— наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребёнка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

— длительность звучания музыкального произведения от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем. Чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя прослушать его повторно ещё несколько раз, это повышает у детей восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа;

— художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем или разными исполнителями;

— высокое качество аудиозаписи музыкального произведения.

Важным условием является подготовленность ребёнка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметами, представления о природных явлениях, опыт переживаний конкретного эмоционального состояния.

В процессе занятий необходимо стремиться к соблюдению определённых правил, то есть пошаговой организации данной деятельности, а именно:

  1. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Привлечение детского внимания к музыке вообще, настрой на восприятие. И обязательно выждать время!
  2. Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
  3. Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, заучивание произведения, желание рассуждать о нём, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
  4. Создание условий для выражения ребёнком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Это возможно, если объединить несколько видов деятельности, например, говорить и рисовать, говорить и двигаться, говорить и сочинять.
  5. Целесообразно организовывать такую работу с детьми не меньше, чем 2 раза в неделю, в течение всего учебного года. Также, помимо занятий, огромное значение в развитии речи приобретают беседы на разные темы. Беседа, как форма личного взаимодействия воспитателя с ребёнком, содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словарного запаса дошкольника, так как эта деятельность строится на примере, образце, подражании для ученика.

 

Заключение

 

Пропущенное через себя, реальное восприятие классической музыки – является одной из самых быстрых форм приобщения к данной музыке, т. к.  при этом оптимизируется  внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Если не пропускать музыку через себя, музыка как искусство исчезнет. Нет смысла в воздействии музыки на ребёнка, если ребёнок не научился пропускать музыку через себя, слышать и понимать её смысл, характер и образ, распознавать задумку композитора, что хотел донести автор до своего слушателя.

Кроме того слушание классической музыки детьми благотворно действуют на формирование звуковой культуры речи. Музыка основана на интонациях, тем самым она «рассказывает» малышу про интонационные средства выразительности в речи, знакомит его с темпом, ритмом, тембром. Музыка для ребёнка превращается в некое волшебство, благодаря которому он раскрепощается, у малыша появляется желание поделиться своими переживаниями, мыслями и чувствами. Взрослому, находящемуся рядом, будь то воспитатель, музыкальный руководитель, нужно чётко  представлять особенности восприятия детьми классической музыки и ясно понимать коммуникативную задачу, для того чтобы данный процесс осуществился. Важно не забывать, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии и творчества в целом. Образность мышления ребёнка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы. Обзор образовательных программ для дошкольников даёт возможность обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребёнка.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. «Теория музыкального образования» / Э. Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М. : Просвещение, 2004. – 230 с.
  2. Агапова, И. А. «Лучшие музыкальные игры для детей» / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ ЛАДА, 2006. – 224 с.
  3. Березовчук, Л.В. «О специфике периодов изменения системы музыкального языка. Эволюционные процессы музыкального мышления» / Л.В. Березовчук. – М. : Просвещение, 2001. – 100 с.
  4. Бонфельд, М.Ш. «Введение в музыкознание» / М.Ш. Бонфельд. – М.: Владос, 2001. — 220 с.
  5. Ветлугина, Н. А. «Музыкальное развитие ребенка» / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2007. – 415 с. С
  6. Ветлугина, Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2009. – 367 с.
  7. Гогоберидзе, А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
  8. Дубровская, Е. К. «Теория и методика музыкального воспитания» / Е. К. Дубровская. – М. : Педагог, 2001. – 200 с.
  9. Зимина, А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: учеб. для студентов высших учеб. Заведений / А.Н. Зимина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  10. Ильин, В.В. «Классика неклассика – неоклассика: три эпохи в развитии науки» / В.В. Ильин. – М. : Вестник, 2001. – 240 с.
  11. Козлова, С. А. «Дошкольная педагогика» / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2010. – 280с.
  12. Мациевский, И. В. «Народная инструментальная музыка как феномен культуры» / И. В. Мациевский. – Алматы: Дайк, 2007. – 520 с.
  13. Мухина, В. С. «Возрастная психология»: учебник для вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 456 с.
  14. Павлова, Л. С. «Раннее детство: воспитание любознательности» / Л. С. Павлова // Дошкольное воспитание. – – №12. – С. 113-118.
  15. Праслова, Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей» / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  16. Савельев, Г. В. «На пути к миру прекрасного» / Г. В. Савельев. – М. : Мозырь, 2013. – 288 с.
  17. Савельев, Г. В. «Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте» / Г. В. Савельев. – МН.: Юность, 2005. – 340 с.
  18. Савельев, Г. В. «Развитие речи и творчества дошкольников на основе использования музыки на занятиях» / Г. В. Савельев. – Гомель : Педагогика, 2008. – 288 с.
  19. Саченко, А. И. «Дошкольное образование: взгляд в 19 век» / А. И. Саченко // Пралеска. – 2017. – № 8. – С. 23.
  20. Способин, И. В. «Музыкальная форма» / И. В. Способин. – М. : Музыка, 1984. – 400 с.
  21. Сухомлинский В.А. «Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка» /В.А. Сухомлинский Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т.I. – М.: Педагогика, 1989. – 367 с.
  22. Тарасов Г.А. «Психологические основы музыкального воспитания школьников» // Спутник учителя музыки / Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993.
  23. Турбовской, Я. С. «Средства и методы педагогического действия» / Я. С. Турбовской. – М. : Знание, 2000. – 362 с.
  24. Радынова, О. П. «Музыкальное развитие детей: в двух частях» / О. П. Радынова. —  М. : ВЛАДОС, 2007. – 608 с.
  25. Холопова, В. Н. «Формы музыкальных произведений» / В. Н. Холопова. – М. : Лань, 2006. – 496 с.

Добавить комментарий