МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ

КУДАШКИНА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается, какие методы и приемы  обеспечивают подготовку младших школьников к сценическому выступлению, раскрывается исполнительское искусство и художественное воспитание.

Ключевые слова: готовность, сценическое выступление, исполнительская деятельность, личность.

KUDASHKINA ANASTASIA IVANOVNA

bachelor’s degree, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

METHODS AND TECHNIQUES OF FORMATION OF READINESS FOR STAGE PERFORMANCE IN YOUNGER STUDENTS DURING LEARNING TO PLAY THE ACCORDION

Abstract: The article discusses what methods and techniques provide training for younger students to stage performance, reveals the performing arts and artistic education.

 Key words: readiness, stage performance, performance, personality.

 

В последние годы в России происходят значительные перемены в музыкальном образовании, внедряются предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Те учащиеся, которые заканчивают полный курс обучения игре на инструменте в объеме детской музыкальной школы (школы искусств), могут поступать в средние специальные музыкальные учебные заведения.

В первоначальном этапе обучения игре на инструменте закладывается фундамент развития будущего музыканта-профессионала. Исполнительское искусство стремительно развивается, совершенствуется педагогическое мастерство, формируется научно-теоретическая база. Каждый педагог-музыкант ищет свои методические приёмы, позволяющие успешно решать педагогические задачи.

Трудно переоценить важность исполнительской деятельности. Ведь исполнение музыки – это основная и наиболее естественная форма реального бытования её в жизни людей. Благодаря своей открытости, исполнительская деятельность является одной из самых высших форм контроля и отчета как самого ученика за успехи в искусстве, так и его руководителя (учителя). Дополнительные формы контроля в этом случае теряют свой смысл. В данной работе освещаются принципиально важные аспекты формирования исполнительского мастерства музыканта.

Среди многочисленных проблем, стоящих перед исполнителями и их воспитателями, особое место занимает проблема сценического самочувствия. Эмоциональный подъём в момент выступления перед слушательской аудиторией способствует творческому вдохновению [6, с. 56]. Но чрезмерное волнение порой вынуждает отказываться от концертной деятельности даже талантливых музыкантов. Поэтому работу по воспитанию сценичности надо начинать на раннем этапе обучения, так как именно в детском возрасте формируются различные качества личности человека, которые впоследствии станут основными для музыканта-профессионала [2, с. 48].

Баян и аккордеон – клавишные хроматические гармоники. Приёмы звукоизвлечения, техника владения мехом, левая клавиатура и нотная запись у этих инструментов одинаковы [3, с. 33]. Поэтому проблемы воспитания и обучения баянистов и аккордеонистов во многом схожи. Сегодня они стоят довольно остро, так как современный уровень культуры требует интенсификации обучения. Цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с большими и лучшими результатами [1, с. 88].Для этого необходима тесная связь между изучением теоретического материала и приобретением практических навыков. Эти вопросы широко освещаются в учебно-методической литературе по фортепианной педагогике. Можно отметить следующих авторов:  Цыпин Г. М., Нейгауз Г. Г., Коган Г. М. и другие.

Баянная литература, раскрывающая эти вопросы, выглядит значительно беднее. Здесь мы обращаемся к таким авторам, как Липс Ф. Р., Оберюхтин М. В., Шахов Г. И.. Имеется много изданий, дающих рекомендации по обучению нотной грамоте, усвоению клавиатур инструментов, постановок рук, приёмов звукоизвлечения, формирования элементарных игровых навыков.

Подготовка к сценическому выступлению – наиважнейший этап формирования музыканта — исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть как от качества и надежности выученных произведений, так и от уровня его психологической готовности к общению с публикой.

Признавая важность традиционно используемых методов, направленных на освоение учащимися технико-конструктивных особенностей аккордеона и выработку у них двигательных игровых навыков мы считаем, что в рассматриваемом нами учебном процессе необходимо использовать, в большей степени, проблемно-поисковые и творческие методы, соответствующие, прежде всего, содержанию процесса обучения младших школьников основам сценического исполнительства, а также особенностям этого вида музыкального искусства. Немаловажную роль играют психологические особенности начинающих музыкантов, которые необходимо учитывать при выборе методов работы над музыкальными произведениями, а также музыкально-изобразительные (звукотворческие, звукоподражательные и звукоизобразительные) возможности аккордеона [6, c.178].

Публичное выступление – это результат напряженного творческого труда ученика и является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Но публичные выступления (концерты, конкурсы и т. д.), являясь обязательным компонентом учебного процесса, в то же время – это огромное душевное напряжение и волнение для учащегося, «…глубоко отличное от повседневных будничных переживаний, мыслей и чувств »,– не уставал напоминать Г. Г. Нейгауз [5, c.178]. Н.А. Римский-Корсаков часто повторял, что сценическое волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение, что «…оно обратно пропорционально степени подготовки» [5, c.178].

Сценическую выдержку у младших школьников необходимо вырабатывать. Долгое время считалось, что единственный способ справиться с психологически некомфортным состоянием на сцене заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последнее время проблема сценического волнения стала предметом научных исследований, результаты которых показали: выдержка поддается воспитанию различными методами.

Задача педагога в воспитании юного музыканта не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить ребенка как личность, позволить ему поверить в себя, свои силы, научить его ставить перед собой цель и добиваться желаемого результата, воспитать волю к победе. Эти качества позволят ребенку в его дальнейшей жизни вырасти целостной натурой, которую не сломят трудности и препятствия и в  итоге – психологически здоровой личностью.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 327с.
  2. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев. – М.: Музыка, 2006. – 124с.
  3. Головко, А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования: Дис. . канд. пед. наук / А. К. Головко. – М.: 2002. – 183с.
  4. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 281с.
  5. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988.
  6. Прасолов, Е. В. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования / Е. В. Прасолов – Тольятти, 2003. – 84с.

Добавить комментарий