ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОМАШКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

магистрант, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, elalexrom@yandex.ru

КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА

научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru

 

Эффективное развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе вокальных упражнений в условиях дополнительного образования обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий.

Раскроем основные черты и признаки понятия «условие» в различных аспектах. В справочной литературе понятие «условие» трактует как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой что-нибудь происходит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности и т. д.» [2, с. 839].

Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [6, с. 707], т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует сферу его протекания, возникновения, существования и развития.

В психологической литературе исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [3, с. 270–271].

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. В. М. Полонский определяет условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [4, с. 36].

В результате комплексного анализа можно сделать вывод о том, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте раскрывается следующими тезисами:

– условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

– обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

– влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Исходя из анализа педагогической литературы выявлено, что ученые  рассматривают разные группы условий, которые способствуют функционированию и развитию как педагогической системы в целом, так и определенного аспекта педагогического процесса в частности. К примеру, выделяют группы условий по сфере воздействия: внешние и внутренние (Ю. К. Бабанский); по характеру воздействия: объективные и субъективные; по специфике объекта воздействия: общие и специфические и др. [1, с. 9].

Педагогические условия – это совокупность обстоятельств, в которых осуществляется образовательная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие успешности образовательной деятельности.

Рассматривая понятие «педагогические условия» Н. В. Ипполитова и Н. С. Стерхова придерживаются трех позиций.

Первую позицию, по их мнению, занимают те исследователи, для которых педагогические условия – это:

– «совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и
возможностей материально-пространственной среды (В. И. Андреев,
А. Я. Найн и др.);

– комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В. И. Андреев);

– совокупность объективных возможностей содержания, форм,
методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А. Я. Найн);

– совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н. М. Яковлева)» [1, с. 10].

Ко второй позиции относят тех исследователей, которые связывают педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова и др.):

– «компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие (Н. В. Ипполитова);

– содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступает содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» (М. В. Зверева) [1, с. 10].

Третьей позиции  придерживаются те исследователи, для которых педагогические условия – это «планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования» (Б. В. Куприянов, С. А. Дынина и др.) [1, с. 10].

В ходе анализа психолого-педагогической, методической литературы, нами были выявлены педагогические условия развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе вокальных упражнений в условиях дополнительного образования.

       Первое условие – распределение вокальных упражнений по определенной системе.

Условно все вокальные упражнения можно поделить на три группы:

I группа — это упражнения, которые используются на каждом занятии. Задача таких упражнений – подготовка голосового аппарата и дыхательной системы к певческой работе. Данные упражнения необходимы для того, чтобы обращать внимание поющих на правильность исполнения и понимания вокальных ощущений.

Требования к сложности упражнений: упражнения должны состоять из коротких фраз небольшого вокального диапазона. Начинать работу следует в удобном диапазоне. Так легче работать над мягким, естественным унисоном, добиваться чувства точности, интонации.

II группа — упражнения направлены на развитие различных певческих навыков. К этой группе можно отнести упражнения на ритмическое единство и развитие артикуляционного аппарата, также упражнения на выработку навыка цепного дыхания, многоголосного пения и пения а`сарреllа.

III группа — эта группа упражнений направлена на решение проблем, возникающих при разучивании того или иного произведения. В этих упражнениях певцы преодолевают интонационные, ритмические или региональные (стилевые) трудности в исполнении некоторых песен. Выбирать вокальные упражнения для распевания необходимо с учетом возрастных особенностей учащихся, их уровня музыкального развития, технических сложностей, стилевых задач.

Распевки с текстовой стороны условно можно поделить на:

— пропевание различных гласных;

— исполнение отдельных слогов;

— песенных отрывков со словами.

Особенность таких упражнений в том, что они, имея очень простое строение, очень быстро запоминаются и не отвлекают внимание от вокальных задач, ставящихся педагогом. Работа по распеванию проводится путём повторения упражнений с постепенным полутоновым движением вверх и вниз. Выбор диапазона, в пределах которого происходит перемещение, должно зависеть от возможностей певческого голоса. Качество звучания будет зависеть от правильно поставленных целей.

         Второе условие – учёт индивидуальных особенностей учащихся. 

Главная особенность голоса ребенка младшего школьного возраста в том, что он постоянно находится в процессе роста, изменения и требует осторожного отношения со стороны любого вокального педагога. Исследования последних лет показывают, что начинать вокальное воспитание детей лучше с дошкольного возраста. Возможности певческих голосов детей ограничены. Руководитель должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полётности, эмоциональности. Форсирование, громкое звучание приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата, так как при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют края голосовых связок, грудной резонатор развит слабо.

Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослого, и менее совершенен. Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся изучения детского голоса, гортань восьмилетнего ребенка в 1,5 раза короче, чем у взрослого, и расположена несколько выше уровня, обычного для взрослого человека. Мышцы полости рта и язык малоподвижны, недостаточно эластичны. Естественное звучание детского голоса – « головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание у детей этого возраста слабое, поверхностное, так как диафрагма расположена выше, чем у взрослого [5, c. 57].

В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей невелики, поэтому и певческие навыки их элементарны, несложны и примерно одинаковы у всех детей. Но существуют и индивидуальные особенности голосов детей. Например, среди группы детей можно наблюдать резкие различия в диапазоне и индивидуальном характере звучания голосов. Среди чисто интонирующих есть дети, которые имеют в диапазоне звуки соль, ля, си малой октавы, и такие, которые имеют в диапазоне ре, ми, фа второй октавы. Но есть дети, имеющие неполный диапазон – 2-3 звука, у этих детей приблизительная певческая интонация.

В кружке оказываются дети с различными певческими навыками. Есть поющие протяжным звуком, а есть и такие которые «говорят» в ритм песни. Поэтому для руководителя имеет огромное значение выявление индивидуальных особенностей детей, установление причин, мешающих ребенку петь верно, и устранение индивидуальных недостатков в пении учеников.

       Третье условие — опора на единство художественного и технического при работе над певческими навыками в ходе вокальных упражнений.

Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям. Вокальный слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники. Отсюда необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т. е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей [5, c. 83].

В настоящее время в детской вокальной практике существуют такие школы, где в течение нескольких лет занимаются «вокальной технологией», т. е. техническое развитие ведется в отрыве от художественного. Этим «грешат» и некоторые зарубежные частные школы и пр. Принцип единства технического и художественного в развитии детского голоса подразумевает гармоническое сочетание вокально-технического развития с художественным и воспитанием учащихся в процессе всего обучения. Реализация данного принципа ведет к постепенному развитию навыков, глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного выразительного пения.

Таким образом, для эффективного развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста в процессе вокальных упражнений в условиях дополнительного образования сформулированы и охарактеризованы на основе анализа научных исследований и собственной практики педагогические условия. Первое педагогическое условие направленно на распределение вокальных упражнений по определенной системе и акцентирует внимание на распределение упражнений по трем группам: упражнения, подготавливающие голосовой аппарат и дыхательную систему к певческой работе, упражнения, способствующие развитию певческих навыков и упражнения, направленные на решение проблем, возникающих при разучивании того или иного произведения. Второе педагогическое условие заключается в учёте индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и обращает внимание на ограниченные возможности голосового аппарата младших школьников и особенности певческого развития каждого ребенка, что требует осторожного отношения со стороны педагога, а также индивидуального подхода к каждому из учащихся. Третье педагогическое условие предполагает опору на единство художественного и технического и подразумевает гармоническое сочетание вокально-технического развития с художественным и воспитанием учащихся в процессе всего обучения, что ведет к постепенному развитию навыков, глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного выразительного пения.

 

Библиографический список

  1. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – С. 8–14.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
  3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 379 с.
  4. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. – 512 с.
  5. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : Прометей, 1992. – 270 с.
  6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

Добавить комментарий