ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Щелуканова С. В., гр. ПДМ-117 факультет педагогического и художественного образования, г. Саранск

 Новая эпоха рождает новые требования к образованию. Современная школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества. Данная точка зрения актуализирована в нормативных документах современной системы образования, где с точки зрения системно-деятельного подхода главной целью образования является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, а результатом этого процесса – наличие сформированной системы личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, т. е. универсальных (метапредметных) действий.

Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматривается в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме.

В научных изысканиях авторов представлены разнообразные техники для развития различных сторон ребенка: моторики, внимания, а также других познавательных процессов, но не все они адаптированы к введению ФГОС, что в данный момент крайне необходимо. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий [6].

Универсальные учебные действия – это способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [5].

Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Данная задача — несомненно стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

Как отмечает А. Г. Асмолов, формирование УУД происходит в ходе усвоения обучающимися различных дисциплин, запланированных учебным планом. При этом, в каждом изучаемом предмете и даже в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД, в зависимости от содержания и форм организации учебной деятельности.

И. М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же, как и любая другая) включает в себя несколько компонентов – действий, операций, мотивов, задач [4].

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Музыка является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания.  Поэтому, наиглавнейшая задача учителя музыки заключается в формировании у учеников понимания эмоционального характера музыки, а вместе с этим осознание и осмысления эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей. Музыкальное искусство представляет особый интерес в отношении культурного и социального развития человека, ибо обладает психологическим и психотерапевтическим воздействием на становление личности. В отличие от других видов искусства музыка отличается ассоциативностью, демократизмом и доступностью [3, С. 182].

В диалоге ребенка с искусством, отражающее реальный мир в виде художественного образа, происходит переживание, удивление, познание и осмысление взаимоотношений людей, явлений природы, социальных событий. Таким образом, приобретается личностный смысл воспринимаемого, что является необходимым условием для формирования дифференцированной оценки реальности, составляющей основу для созревания внутренней позиции человека к себе, а потом и к другим людям, к миру в целом.

Возможность создания мотивационной включенности, личного   эмоционального переживания при общении с музыкой позволяет организовывать разнообразные формы музыкальной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков школьников [1, С. 228].

Эффективность урока и развития УУД во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести:

  • слушание музыки, хоровое пение, интонационно-образный анализ;
  • исполнение произведений;
  • пластическое интонирование;
  • «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);
  • игра;
  • круглый стол;
  • дискуссии;
  • проектная деятельность;
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях, интегрированные уроки и т. д.

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствуют следующие виды музыкально-творческой деятельности на уроках музыки в начальной школе:

  • Слушание, восприятие музыки;
  • Разучивание, исполнение музыкального произведения;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Импровизация и драматизация детских песен.

Уроки музыки обеспечивают формирование духовной культуры личности в тесной связи с культурой ее народа. Музыка является неотъемлемой частью народного творчества. Методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными.

Они тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое «Музыка».

Выделяют методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Это метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ [5].

Благодаря музыкальному искусству жизненный опыт человека становится полнее, его эмоциональная палитра становится богаче, глубже, тоньше; он лучше ощущает и понимает себя, а значит и окружающих людей, мир в целом. Только научившись эффективному общению с самим собой, человек может успешно взаимодействовать с другими людьми, определять личную жизненную траекторию, быть успешным в современном мире.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков в музыкальной творческой деятельности школьников позволяет создавать благоприятную атмосферу в коллективе детей, помогает учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем, создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, позволяет активно включаться в творческий процесс и совместными усилиями решать учебные задачи.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. – М. : Прометей, 1983.
  2. Копылова, А. В. Технология урока искусства. Книга первая / А. В. Копылова. – М. : ТачМаркетинг, 2004. – 279 с.
  3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11.
  4. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание школьников / О. П. Радынова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Добавить комментарий