РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ

Л. С. Агапова,

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, факультет дополнительного образования, кафедра методики дошкольного и начального образования, магистрант 1 курса

Научный руководитель: Варданян В. А., кандидат педагогических наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева,г. Саранск, Российская Федерация

 Аннотация: Сегодня в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста для развития художественного восприятия существует множество творческих направлений. Не смотря на это, нет достаточного внимания на развитие художественного восприятия при помощи занятий по живописи. Живопись может существенно помочь в развитии художественного восприятия.  Хорошо то, что данные занятия не затрудняют детей, а наоборот вдохновляют  их творить новое и интересное.

Ключевые слова: восприятие, художественное восприятие, развитие, младший школьник, занятия

 

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION OF THE YOUNGER STUDENTS IN THE CLASSROOM PAINTING

L.S. Agapova.

Annotation: Today, in additional education of children of primary school age for the development of artistic perception, there are many creative directions. Despite this, there is not enough attention to the development of artistic perception through painting classes. Painting can significantly help in the development of artistic perception. The good thing is that these classes do not complicate children, but rather inspire them to create new and interesting.

Keyword: perception, artistic perception, development, primary school student, classes

Творческая деятельность  с каждым годом становиться все более актуальной и востребованной в работе с младшими школьниками.  Именно творчество является необходимым помощником в общем умственном развитии детей данного возраста и формировании таких качеств, как память, внимание, мышление, умственные способности, восприятия с художественной точки зрения.

Дополнительное  образование детей сегодня ориентировано на развитие способностей в творческой деятельности, на  удовлетворение индивидуальных потребностей и нравственного и интеллектуального воспитания.  Имеется большое количество направлений в сфере дополнительного образования художественно-эстетической направленности,  помогающих обучающимся  как можно красочнее и увлекательнее воспринимать окружающую действительность.

Большое значение имеет в дополнительном образовании средствами искусства художественное восприятие. Непосредственно  восприятие помогает младшему школьнику воспроизвести живописную картину окружающей действительности. Художественное восприятие способствует постижению и созданию  образов, с которыми впоследствии имеют взаимосвязь внимание, память, мышление и эмоции [8].

Проблеме художественного восприятия уделяли внимание  многие ученые, такие как Р. Арнхейм, Э. Нойман, К.В. Боева, С.В. Погодина,  К. Г. Юнг, А. Маслоу, Н. В. Виноградова, В. А. Варданян, А. С. Пучкова, С. С. Кечаев, О. В. Ратиева, Е. В. Скрипникова.  

По мнению А. Г. Маклакова «…восприятие является целостным отражением объектов, ситуаций и явлений, которые возникают при прямом воздействии физиологических раздражителей на органы чувств» [7, с. 61].

Говоря о художественном восприятии, обратимся к определению Ю. А. Липперта, который отмечает, что данное чувственное познание является высшей формой познавательной деятельности, которая осуществляется только человеком. Особое ударение  в данном процессе акцентируется  на освоении опыта духовно-ценностного познания мира [6, с. 284]. Другими словами, художественное восприятие – это «…неразрывное единство восприятия духовной сути явления и чувственного восприятия формы» [1, с. 14]. Художественное восприятие является  одной из  высших форм познавательной деятельности, которую способен реализовывать  только человек. [6, с. 284].

Хотелось бы отметить, что дети младшего школьного возраста познают мир непосредственно благодаря восприятию. Разнообразие предметного мира, палитры цвета и превосходство  всей красоты, которая предстаёт перед глазами еще пока «маленького человека», невозможно полноценно воспринять и прочувствовать без творчества самого ребенка.

О. О. Гонина в своих трудах подчеркивает, что непосредственно в   начале младшего школьного возраста у  детей закладывается фундамент   необходимого уровня формирования восприятия и сенсорного развития. Ребенок данного возраста имеет развитое слуховое  и цветовое восприятие, обладает достаточно отчетливым восприятием формы, величины и пространства.  Ко всему прочему, младшие школьники могут воспринять большой спектр цветов,  и сопоставить предметы по форме, размеру, нарисовать простейшие геометрические фигуры и раскрасить их по цветам [5, с. 146]. На развитие художественного восприятия младших школьников  непосредственно влияет творчество. Именно занятия творчеством могут помочь ребенку ощутить себя неким творцом, созидающим новые маленькие шедевры [2].

На базе дополнительного образования в формировании художественного восприятия одним из незаменимых помощников является  занятия живописью. В процессе занятий живописью обучающиеся  знакомятся с новыми предметами, их историей  и взаимосвязью друг с другом. Живопись помогает ребенку не просто смотреть на мир вокруг него, но  видеть и воспринимать его как целостную картину. Восприятие действительности как нечто целое является хорошим помощником в творческой деятельности. Например, если стоит задача изобразить натюрморт, то важно именно целостное восприятие, так, как каждый  предмет в постановке не может существовать отдельно от другого. Удивительно, то, что при помощи бумаги, кистей и красок обучающиеся в сотрудничестве с преподавателями  на время становятся создателями нового и прекрасного. Данные занятия помогают учащимся увидеть мир с  точки зрения художественного восприятия.

На сегодняшний день  дополнительное образование предъявляет новые условия к  процессам восприятия детей  данного возраста. Непринужденность и осмысленность художественного восприятия усиленно формируется  в близкой взаимосвязи друг с другом всего учебного процесса [5, с. 146].

Занятия живописью  развивают художественное восприятие, и тем самым, способствуют восприятию окружающей действительности не как что-то тусклое, схожее, но наоборот, как нечто яркое и многообразное. Видение  окружающего мира, событий через призму художественного восприятия помогает ребенку видеть прекрасное, в казалось бы в неинтересном и обыденном. А именно, видеть красоту не зависимо от погоды, цвета, формы или точнее сказать, видеть предмет с эстетической его стороны. Художественное восприятие помогает даже в забытых, старых вещах, или мрачном туманном утре разглядеть историю и настроение, нужность и множество оттенков цвета, может и серых, но таких гармоничных и созвучных.

Другими словами, восприятие творческого человека значительно отличается от восприятия человека, не занимающегося творчеством. В подтверждении тому служат слова известного в Мордовии педагога-художника В. А. Варданяна: «Художник не просто смотрит на окружающий мир, он его видит» [4, с. ]. Объясняется это тем, что при хорошо развитом  художественном восприятии красочнее видение мира, и богаче продукты художественной деятельности

В художественном направлении цветовое отношение служит одним из доминирующих  помощников в восприятии предметов и явлений. Именно поэтому   художественное восприятие не может существовать без живописи, они не только дополняют друг друга, но и помогают друг другу. Безусловно, художественное восприятие отчасти заложено в нас с рождения, но вот его развитие осуществляется на протяжении всей жизни.

На занятиях по живописи дети с помощью преподавателей узнают еще не известные им предметы быта, знакомятся с их историей, предназначением. Пред юными школьниками предстают такие предметы как например: веретено, прялка, лучинка, сито, прихват, ступа, серп, народные вышитые полотенца и многое другое. Обучающиеся не только пополняют свой словарный и зрительный запас, но и учатся видеть взаимосвязь предметов, ткани, цветового решения. Тем самым воспринимая постановку как цельное пятно, взаимосвязанное и созвучное. Благодаря цвету, форме, композиции младшие школьники пополняют свои знания и развивают восприятие сквозь призму художественного видения.

Таким образом, анализируя  данный вопрос, можно придти к выводу, что живопись непрямую влияет на развитие художественного восприятия, и служит хорошим помощником в видении окружающего мира с точки зрения художника, пусть и пока еще маленького.

Литература

  1. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением : жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. – Минск : Беларусь, 1994. – 479 с.

     2. Амирова, Н. В. Развитие живописного восприятия цвета учащихся художественных школ в процессе выполнения натюрморта в технике «коллаж из цветной бумаги» : автореф. дис. … канд. пед. наук / Амирова Наталья Владимировна ; Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2017. – 22 с.

  1. Бородай, А. Д. Художественное образование в современной России : опыт структурного анализа / А. Д. Бородай // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 2. – С. 36–42.

    4 Варданян, В. А. Методика обучения изобразительному искусству : учеб. пособие / В. А. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 109 с.

  1. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд., стер. –М.: ФЛИНТА; 2015.– 146 с. – http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11645659
  2. Липперт, Ю. Н. История культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Н. Липперт. – CПб. : Златоуст, 2010. – 403 с
  3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Малков. – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.

     8. Якобсон, П. М. Художественное восприятие: учеб. пособие /  П. М. Якобсон. — М.: Искусство, 1971. — 86 с.

Добавить комментарий