ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «РИСУНОК» В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

МУХИНА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА

магистрант, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Аннотация: в статье рассматриваются особенности подготовки и проведения занятий по рисунку в учреждении дополнительного образования, рабочая программа с 1-го по 5-ый классы.

Ключевые слова: рисунок, основы изобразительной грамоты, дополнительное образование.

MUHINA KRISTINA SERGEEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

THE MAIN OBJECTIVES OF THE COURSE «DRAWING» IN CHILDREN’S ART SCHOOL

Abstract: the article discusses the features of preparing and conducting drawing classes in an institution of additional education, the work program from 1st to 5th grades.

Key words: drawing, basics of visual literacy, additional education.

Основной задачей курса «Рисунок» является формирование знаний и умений основ изобразительной грамоты, важнейшей задачей которого является обучение учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости, применяя во время работы знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и навыки графических приемов изображения. Принцип работы − от простого к сложному.

Продолжительный учебный рисунок с натуры традиционно является главенствующей формой обучения. Он базируется на длительном наблюдении и внимательном изучении натуры, учит правдоподобно передавать видимые предметы и явления, их характерные черты и свойства, дает обучающимся необходимые теоретические знания и практические навыки.

Условия к осуществлению задач курса «Рисунок» устанавливаются из учета начальных профессиональных умений, возраста и индивидуальности обучающихся. Со временем увеличивая сложность учебных задач.

Основой учебного рисования является формирование у обучающихся зрительных восприятий, целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, выработка навыков и умения грамотно компоновать рисунок на плоскости листа бумаги.

При рисовании постановок обучающимся необходимо учитывать основные правила: выбор места относительно натуры, положение листа по отношению к глазу (высота и расстояние), правильное использование графических материалов.

На занятиях по рисунку в первом классе обучающиеся знакомятся с таким графическим материалом как карандаш, его приемами работы, понятием «линия», «штрих» «пятно», «тон», «тоновая растяжка». Выполняются упражнения на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные, нечетные) части.

Постепенно задачи усложняются и учащимся даются новые задания, такие как: рисунок простейших плоских природных форм с натуры (листьев, перьев), копирование рисунков тканей. Также происходит знакомство с терминами «композиция», «симметрия», «асимметрия», «силуэт», способами визирования карандашом.

Во втором полугодии появляются задания с введение цвета в рисунок. Обучающиеся узнают о понятие «живописный рисунок», приемами работы мягкими материалами. Выполняются зарисовки чучела животного и мягкой игрушки в цвете графическими материалами на выбор: пастель, цветные карандаши.

Формат листа, при выполнении рисунка зависит от величины объекта рисования — от 1/8 до 1/2 листа. Длительность учебных заданий — от 3 до 9 часов, в отдельных случаях — до 9-12 часов.

В основе изучения курса «Рисунок» второго года обучения делается акцент на усовершенствовании умений и навыков, полученных обучающимися ранее. В течении всего времени учащиеся на занятиях знакомятся с конструктивной базой при выполнении рисунка геометрических тел и других предметов, анализируя их формы.

Обучение основывается на изображении простых по форме предметов–растений и геометрических тел (комнатные цветы, гипсовый цилиндр, конус, шар).

Также обучающиеся активно изучают светотеневые отношения, используя тон как средство передачи объемности и тональной характеристики натюрморта, материальности предметов. Внимание идет на рисование (набросков, зарисовок) отдельно стоящих гипсовых тел, постановок с геометрическими фигурами.

Размер выполняемых работ — от 1/4 до 1/2 листа бумаги. Время выполнения задания — от 3 до 12 часов.

В третьем классе рисование ориентировано на создание натюрмортов, набросков и зарисовок, где обучающиеся используют различные графические материалы (уголь, сангину, тушь). При выполнении учебного рисунка происходит знакомство с приемами работы мягкими материалами.

В ходе занятия выполняются постановки, в которых фигурируют геометрические тела с бытовыми предметами, домашней утварью, чучелами птиц и мелких животных. Постепенно задачи усложняются, уже в натюрмортах используются наиболее сложные по форме предметы быта, имеющие отличающуюся друг от друга фактуру и масштаб. В процессе выполнения заданий учащиеся должны очень тщательно прорабатывать детали. Непосредственно происходит развитие наблюдательности во время зарисовок натюрмортов по памяти. При этом существуют цели, которые необходимо достичь учащимся, во время выполнения той или иной работы:

– уметь самостоятельно анализировать конструктивно − пространственные, объемно-пластические характеристики изображаемого, определение его тональных особенностей;

– знать и применять в рисунке основные правила перспективы;

– усвоить принципы последовательности ведения рисунка, применять их в работе, ументь доводить рисунок до определенной степени завершенности;

– уметь самостоятельно анализировать рисунок на всех этапах работы над ним;

– владеть первоначальными навыками целостного видения натуры, навыками в определении размеров предметов, их пропорций;

– владеть          приемами      рисунка,         уметь профессионально пользоваться графическими средствами.

В начальных заданиях размер рисунка — 1/4 листа бумаги, в последующих 1/2 листа (в каждом случае формат определяется индивидуально, в зависимости от изображаемого и поставленной задачи).

Время на выполнение учебных заданий до 16-14 часов (кроме заданий по краткосрочным зарисовкам отдельных предметов быта и человеческой фигуры).

В четвертом классе обучения в художественной школе количество заданий уменьшается за счет усложнения постановок и поставленных задач. Выполняются натюрморты с гипсовыми геометрическими телами, драпировками, в интерьере с крупным предметом быта и драпировками со складками. Отдельные зарисовки драпировок мягкими материалами (уголь, сангина).

Размер бумаги для зарисовок драпировок и отдельных бытовых предметов мягкими материалами — от 1/4 до 1/2 листа, для натюрмортов и интерьеров – 1/2 листа и больше. Длительность выполнения постановок — в пределах 4-16 часов (в зависимости от поставленной задачи и сложности решения при рисовании натюрмортов и интерьеров — в пределах 24-28 учебных часов).

Рисование орнаментов из гипса, симметричных и асимметричных натюрмортов, состоящих из сложных по форме предметов, постановок из 58-ми предметов простой формы, расположенных на различных уровнях, с контрастным или рассеянным освещением, применение драпировок, рисование несложного интерьера мягкими материалами – все эти задания относятся к курсу «Рисунок» в пятом классе.

Рисунки сложных натюрмортов выполняются обучающимися в формате от 1/4 до 1/2 листа, а работы мягкими материалами в размере 1/2 листа и больше.

Основные требования к учащимся:

  • Грамотно и осознано выполнять приемы линейной и воздушной перспективы.
  • Линейны −конструктивный рисунок и передача объемов предметов.
  • Моделирование формы сложных предметов тоном.
  • Правильная последовательность выполнения постановки (натюрморт, интерьер и т.д.)
  • Компоновка предметов на плоскости.
  • Светотеневая проработка предметов и пространства.
  • Материальность и фактурность предмета.
  • Умение владеть выразительными средствами рисунка.
  • Выделение в набросках главного, уводя второстепенное на задний план, соблюдение пропорций.

Во время прохождения курса «Рисунок» в художественной школе обучающиеся изучают основы графической грамотности. При выполнении заданий используют в своих работах основной материал не только графитный карандаш, но и множество разных мягких графических материалов (уголь, сангина, пастель, цветные карандаши) одновременно изучая приемы и способы работы с ними. В ходе чего расширяют знания и обучаются владению графическими материалами.

 

Список литературы

  1. Варданян, В. А. Развитие художественной культуры младших школьников средствами искусства / В. А. Варданян // Сборник программ курсов по выбору и факультативов / под ред. Н. В. Вершининой, С. И. Люгзаевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010
  2. Даниэль, С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1990. – 223 с.
  3. Кантор, А. М. Предмет и среда в графике / А. М. Кантор. – М.: Советский художник, 1981. – 127 с.
  4. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худ. – граф. факультетов пед. институтов – 2-е издание дополненное и переработанное / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
  5. Шитов, Л. А., Книга для учащихся : Графика / Л. А. Шитов,
    В. Н. Ларионов. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.

Добавить комментарий