Развитие навыков интонирования у младших школьников в вокальной студии

Новгородская Л. А.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития навыков интонирования с младшими школьниками в вокальной студии, раскрывается педагогические методики в развитии навыков.

Ключевые слова: «интонация», «интонирование», «навыки интонирования», «младшие школьники».

Занятия творчеством могут подействовать на духовный мир ребенка, приблизить его  к идеальному представлению о совершенном человеке. В нашем современном мире, с его прогрессом компьютеризации и технического прогресса, я считаю, роль учителя музыки в духовном становлении ребенка трудно переоценить. С этой стороны значимость и актуальность поднятой темы очень высока. Бакалаврская работа включает описание категорий «интонирование» и «навыки интонирования» на основе изучения научных источников, разработку педагогических условий их развития у младших школьников, особенности организации процесса развития навыков интонирования у младших школьников в вокальной студии. Также разработана методика диагностики развития данных навыков и соответствующие методические рекомендации. Проблема последовательного развития навыков интонирования у учащихся-вокалистов всегда была не только одной из самых актуальных проблем вокальной педагогики, но и одной из труднейших задач в воспитании юного музыканта. Мы рассматриваем одну из таких проблем, это интонирование и навыки интонирования, на базе вокальной студии гимназии №20 г.Саранска с младшими школьниками.

Анализ научных данных, современного вокально-педагогического опыта позволил обнаружить противоречие: между значимостью развития навыков интонирования у младших школьников в процессе занятий в вокальной студии как основы их музыкально-культурного развития и недостаточно полной разработанностью данного аспекта в музыкально-педагогических и методических исследованиях. Определение развития навыков интонирования у младших школьников складывалось на основе научной, методической литературы, изучения и систематизации педагогического опыта, а также в разработке методических рекомендаций для педагогов-вокалистов, занимающихся в этой области.

Базовой позицией работы стало знаменитое определение Б.В.Асафьева теории интонации: «Музыка — это искусство интонируемого смысла». В рассмотрении проблемы интонации усматривают сразу два аспекта: как собственно сигнал, присущий всем биологическим существам, и как символ, что присуще уже только человеку. И эта музыкальная интонация интересовала многих ученых, посвятивших ей свои труды – Б.Л.Яворский, В.В.Медушевский, Л.С.Выготский, В.Н.Холопова и др.

Специфическим свойством музыкальной интонации является коммуникативность. Благодаря этому прослеживается ее теснейшая связь с речью, в процессе которой устанавливается контакт между композитором, исполнителем и слушателем, создавая между ними духовное общение. Отличие музыкальной и вербальной речи заключается в том, что в первом случае содержание передается исключительно через интонирование, а во втором – через посредство значений звучащих слов.

Б. В. Асафьев, трактуя понятия «интонация» и «интонирование», проводит между ними достаточно четкую грань. Интонирование представляется как процесс становления, развития, а интонация – это уже некий результат интонирования, т. е. уже отложившаяся в сознании музыканта определенная интонационная структура музыкального произведения. Исполнительское интонирование – это весьма сложный и целостный процесс, направленный на творческое воспроизведение исполнителем музыки (интерпретацию). Здесь он подводит к работе над сопряжением соседних тонов и звуков, и так от звука к звуку, называя этот процесс интервальным интонированием. Интервал становится первичным интонационным в условиях конкретной ладофункциональной системы, определяющей степень напряженности между тонами, тембровой насыщенности звучания. В исследовании весьма важным является то, что базовым началом для трактовки интонационности Б. В. Асафьевым стало обращение к человеческому голосу как к музыкальному инструменту.

Важно при интонировании в вокале глубоко личностное раскрытие образного значения во взаимосвязи с другими звуками в контексте общего музыкального содержания. А для этого исполнителю-вокалисту важно понимать логику развития мелодии путем полноценного анализа ее мотивно-фразировочного членения, динамико-агогической нюансировки. Это является одним из важнейших условий развития навыков интонирования.

Гипотезой исследования были выдвинуты следующие условия:

– учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, позволяющий актуализировать их психологические характеристики (непосредственность, эмоциональность, интуитивность), общий и художественный опыт с целью личностно опосредованного раскрытия содержания музыкального произведения;

– раскрытие обучающимся интонационной природы музыки;

– использование приема мелодекламации в процессе постижения художественного образа музыкального произведения с целью нахождения выразительной интонации;

– обеспечение нерасторжимого взаимодействия двух сторон обучения вокалу: становления и развития звуковысотных представлений на основе освоения лада и интервала и постижения смысла, ее художественно-образного содержания на основе эмоционально-ассоциативной работы, выявления ее семантики;

– использование яркого, художественно содержательного, доступного в образно-эмоциональном плане для детей младшего школьного возраста вокального репертуара.

Опытно-экспериментальное исследование на базе вокальной студии включало 3 этапа:

-констатирующий (определялся уровень развития навыков интонирования)

-формирующий (подбор репертуара и осуществление планомерной внедряемой работы)

-контрольный (проведение повторной диагностики и сравнение результатов работы)

В эксперименте участвовали восемь школьников – учащихся 2–3 классов МОУ «Гимназия № 20» г. Саранска Республики Мордовия, обучающихся в студии вокала. Был проведен комплекс заданий на определение художественного общения; на выразительное исполнение мелодии, выражающееся в динамическом плане и расстановке акцентов; на эмоциональность; на эмоциональную передачу образного содержания словесного текста; на уровень владения исполнительскими движениями. Все результаты заносились в таблицы и проводился анализ данных до проведенной работы и после. Итоговая таблица показала положительные изменения в плане развития навыков интонирования у учащихся младших классов, обучающихся в вокальной студии. По среднему показателю в целом по группе была достигнута верхняя граница среднего уровня. Таким образом, результаты исследования показали эффективность педагогической деятельности, направленной на развитие у младших школьников навыков интонирования в вокальном классе, и, соответственно, верность выдвинутой гипотезы.

В целом, самой подходящей площадкой для эксперимента внедрения музыкальных задач, я считаю, как нельзя лучше, является вокальная студия для школьников. Здесь дети найдут пути творческой самореализации в привлекательной для них деятельности. Вокальная студия (как разновидность творческой студии) является одной из форм организации внеурочной деятельности обучающихся, имеющая своей целью развитие мотивации детей к вокально-исполнительскому творчеству как средству актуализации музыкальных способностей и творческой самореализации детей.

Добавить комментарий