Музыкальные игровые программы как средство развития школьников

Рыгина А. А.

Урок музыки — это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

Внедрение игровых технологий в уроки музыки происходит по двум направлениям: через включение в содержание учебного процесса различных игр и посредством моделирования игровых ситуаций как форм обучения. Применение игровых форм, методов и приемов влияет на развитие способности учащихся вступать в игровой контакт с музыкой в процессе ее восприятия. Так, например, организация процесса слушания музыки как учебно-игровой деятельности способствует развитию музыкальных и творческих способностей, развивает фантазию, воображение и наглядно-образное мышление детей, расширяет круг эмоционально окрашенных представлений учащихся, что, в конечном счете, позволяет добиться большей остроты и точности восприятия музыки.

Другим ярким примером служат музыкально-дидактические игры, основным назначением которых является формирование у детей музыкальной грамотности и способностей. В доступной игровой форме они помогают детям понять закономерности соотношений звуков по высоте; развивают чувство метроритма, ладовый, тембровый и динамический слух; побуждают учащихся к самостоятельным действиям с применением знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках музыки; обогащают младших школьников новыми впечатлениями; развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и различению основных свойств музыки).

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры находит место на разных этапах урока. Например, в процессе восприятия музыки, для того чтобы ребенок лучше понял музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы. Музыкально-дидактические игры дают возможность многократно прослушать произведение в ненавязчивой форме, благодаря им, дети легко и с желанием отвечают на вопросы по ходу прослушивания. Музыкально-дидактические игры всегда интересно и красочно оформляются, например, карточками с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствующими содержанию игры. В целях развития у детей восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение и характеры музыкальных произведений) применяются различные игры.

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры. Состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

Игра эмоциональна по своей природе и опыту способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.

Все перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием. Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий игры в учебном процессе. В ходе игры дети активнее осваивают новый музыкальный материал, связанный с запоминанием музыкальной терминологии, биографий композиторов и их творчества, с приобретением специальных навыков. «Такая организация учебно-воспитательного процесса на уроке музыки развивает воображение и наглядно-образное мышление детей и позволяет добиться точности восприятия и адекватности исполнения музыкальных произведений».

Добавить комментарий