СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 372.878(045)

ББК 74.268.5

 

 

СОКОЛ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

студентка 3 курса (группа ПЗМ-118) факультета педагогического и художественного образования

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Аннотация: В статье освещается проблема значимости вокально-хорового воспитания подрастающего поколения в системе музыкального образования, указаны особенности его реализации в современном российском обществе. Предлагаются общие подходы и направления работы по актуализации данной деятельности с младшими школьниками и приводятся примеры практики организации эффективного вокально-хорового воспитания обучающихся в этом возрасте.

Ключевые слова: вокально-хоровое воспитание, современный музыкально-образовательный процесс, хоровое воспитание младших школьников.

 

THE SPECIFICS OF THE PROCESS OF VOCAL AND CHORAL EDUCATION OF MODERN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

 

SOKOL SVETLANA ANATOLYEVNA

3rd year student (group PZM-118) of the faculty of pedagogical and art education

CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

candidate of pedagogical sciences, associate professor

department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

Аbstract: The article highlights the problem of the importance of vocal and choral education of the younger generation in the system of music education, and points out the features of its implementation in modern Russian society. General approaches and directions of work on the actualization of this activity with younger schoolchildren are proposed, and examples of the practice of organizing effective vocal and choral education of students at this age are given.

Кey words: vocal and choral education, modern musical and educational process, choral education of primary school students.

 

Хоровое пение – это наиболее мощное средство музыкального воспитания в системе общего образования подрастающего поколения. Оно обладает несколькими важными характеристиками, которые имеют превосходную степень в сравнении с иными видами учебно-музыкальной деятельности школьников. Среди таковых педагогических потенций учебного вокально-хорового музицирования в образовании можно назвать следующие способности: привлекать максимально большее число участников, включая не только имеющих выраженные музыкальные данные, но и просто желающих освоить данный вид деятельности; получать знания и умения в сфере музыкального искусства; создавать условия для решения широкого спектра воспитательных задач и устранения многих психологических препятствий в проявлении самовыражения за счет коллективности действий; активно развивать творческие и креативные способности обучающихся и т. д. К перечисленному надо добавить еще и экономическую рентабельность хорового пения и его смотрибельность. Сказанное показывает, что хоровое пение не случайно всегда было и остается ведущим средством воспитания и развития детей и юношества. Учитывая, что реалии российского общества сегодня говорят о необходимости усиления внимания к вопросам формирования у граждан положительных личностных качеств и повышения их уровня культуры (в том числе и музыкальной), активное использование хорового пения для решения данных задач становится актуальным. Именно об этом свидетельствуют современные государственные образовательные стандарты и вытекающие из них нормативные требования к музыкально-образовательному процессу различных уровней и направленности. Все перечисленное не случайно, поскольку его платформой является национальный проект «Образование», который «направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, – обеспечение возможности самореализации и развития талантов», что, в частности, активно обеспечивается через общение и освоение музыкального искусства, включающего и такой его демократический вид, как хоровое исполнительство [2].

Необходимость достижения поставленной довольно трудоемкой цели заставляет совершенствовать процесс вокально-хорового развития детей. Причиной тому служит, например, то, что в настоящее время обучение зачастую ведет к перегрузкам обучающихся и учебное общение даже с искусством их не всегда увлекает, так как носит формальный характер. Объективной основой тому часто называется стремление педагога передать обучающимся объемные массивы информации и освоить множество способов общения с музыкой. Однако в погоне за количеством приобретаемого теряется качество присвоенного детьми. Также в этом контексте важна и временная ограниченность уроков музыки. Нивелирование указанного минимализма возможно при включении вокально-хорового пения во внеклассные мероприятия или при активизации взаимодействий по данному вопросу с родителями обучающихся (домашнее коллективное музицирование, посещение концертов, совместные творческие проекты и т. д.). Особую роль в этой связи играют кружки хорового исполнительства, в которых деятельность школьников может и должна носить целенаправленный, системный и пролонгированный характер, что организовывает и контролирует профессионал – педагог-музыкант.

Однако, раздвигая границы времени для хорового исполнительства и его освоения, совершаемые действия должны стать для обучающихся более эффективными, чего можно достичь, если процесс их реализации станет интересным, доступным, комфортным, соответствующим потребностям настоящего времени. По нашему мнению, этому способствует и совершенствование организации образования, а именно усиление взаимосвязи его этапов, через выявление основ их обобщения, которые будут внедрены в последующую педагогическую практику. Такой основой может быть предмет изучения (музыка), приоритеты способов общения с ним (виды учебно-музыкальной деятельности) или его изучения (исследования, анализа, интерпретации и т.д.), принцип подбора изучаемого музыкального материала (музыкально-исторический, жанрово-стилистический, тематический, учебно-методический и т. д.), специфика структурирования процесса (использование определенных организационных форм обучения, их упорядочивание, совмещение, изменение и т. д.) и другое.

Приведенные варианты совершенствования обучения могут совмещать элементы друг друга и менять степень акцентуации между собой. В частности, повышению интереса младших школьников к освоению и осуществлению вокально-хоровой деятельности может способствовать усиление связи периода их обучения с аналогичным процессом в рамках дошкольного образования, через использование средств, повышающих их преемственность. Для этого элементы указанных этапов должны иметь логическое продолжение или последовательное замещение в ходе смены сегментов целостного образовательного процесса, что будет укреплять его единство. Здесь мы имеем в виду необходимость исключения сопоставлений, резкой смены содержания и действий в рассматриваемых фазах, особенно в их стыковочных фрагментах. Следовательно, завершающий этап вокально-хоровой работы с дошкольниками должен содержать элементы коллективно-певческого совершенствования школьников. К ним можно отнести, например, повышение продолжительности занятий, расширение видов учебной деятельности (включая частично схожие с учебными действиями) и введение их «облегченных» вариантов и т. п. Рассказ о жизни композитора, различные аспекты анализа сочинения, распевания или разучивание сложных фрагментов произведений могут быть интересными и увлекательными. Важно, двигаясь в указанном направлении, не допускать перегрузок детей. В целом, это помогает ускорить адаптацию ребенка к новым условиям и действиям, что позволяет сосредоточиться на музыке и творчестве, приводит учеников к положительному психологическому состоянию, понижает порог их утомляемости, но удерживает интерес к происходящему.

С другой стороны, при поступлении детей в школу, целесообразно некоторое время сохранить элементы, характерные для их занятий в детском саду. Среди таковых следует назвать повторное пение учащимися еще до школы разученных песен или слушание уже известных произведений, знакомство с новыми опусами, близкими по тематике или музыкальному материалу к изучаемым в детсаду. Особого внимания в рассматриваемом контексте имеет применение игрового начала на уроках музыки и в кружках хорового пения. Данный поход надо использовать в максимально большем количестве аспектов обучения. К ним относится не только введение элементов соревновательности в учебно-музыкальные действия, но и театрализация и драматизация разучиваемых произведений, совмещение пластических движений с пением и слушанием музыки и т. д. Игра может служить средством организации не всегда увлекательных для детей видов деятельности, таким как распевания или рабочие моменты разучиваний вокально-хорового материала. Игровая основа способна помогать детям в систематизации информации, в осмыслении довольно сложных понятий. Так, выступая в качестве организующего звена вариантов правильных решений в искусстве (их классификации, ранжирования, упорядочивания и т. д.), игра облегчает определение сути предельно сложного понятия зонности в музыке.

Одной из ключевых функций вокально-хорового воспитания младших школьников является формирование у них устойчивого интереса к данному виду общения с музыкой и самовыражения в ней. Обычно присутствующее в это время у детей желание участвовать в рассматриваемом творчестве довольно часто уже к подростковому возрасту начинает угасать. Отсутствие в социуме активной пропаганды хорового пения и сосредоточенность СМИ на сольном музицировании, не способствуют популяризации коллективного певческого исполнительства среди подрастающего поколения. Однако именно в хоровой деятельности, «обусловленной самой групповой направленностью, помощью, поддержкой, ребенку становится легче преодолеть негативные состояния и более успешно решать поставленные учебные задачи» [1, с. 5]. По этой причине интерес к пению в хоре у детей повышается, у них появляется желание включаться в работу соответствующих кружков и поступать в школы дополнительного музыкального образования. Сказанное подчеркивает актуальность поиска путей оптимизации процесса вокально-хорового развития детей, совершенствования средств воспитания любви и интереса к проявлениям традиционной культуры и творчества российского народа.

 

Список использованных источников

  1. Малахова, О. А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой регуляции у младших школьников : автореф. дисс. … канд. пед наук : 13.00.02 / Малахова Ольга Александровна. – Екатеринбург, 2016. – 23 с.
  2. Национальный проект «Образование»: паспорт утв. 24 декабря 2018 г. / Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. – URL : https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 19.2021).

Добавить комментарий