Развитие хоровой исполнительской культуры обучающихся в процессе внеклассной музыкальной деятельности

Ишенина М. А.

студентка группы ПЗМ-117 МГПУ им. М. Е. Евсевьева

 

Хоровое пение с его доступностью, демократичностью было и остается надежным средством музыкального воспитания, образования и повышения общей культуры подрастающего поколения. Главная цель хоровых занятий в системе музыкального и эстетического образования – ввести детей в мир высоких духовных ценностей, заключенных в музыкальном искусстве. Хоровое исполнительство способствует развитию всех сторон его личности: мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической, эмоциональной. Оно выполняет широкую образовательную функцию, активизирует психическую деятельность школьников, развивает их память, вкус, артистичность, эмоциональность.

Хоровой класс в общеобразовательной школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Успех во внеклассной работе по музыке может быть достигнут только в том случае, если эта работа будет вестись систематически, комплексно и охватывать наиболее широкие слои учащихся. На современном этапе развития школы и общества тезисы К. Д. Ушинского: «Запоет школа – запоет народ» и Д. Б. Кабалевского: «Каждый класс – хор» уже не имеют такой актуальности. Огромный приток информации с экранов телевизоров и работа с компьютерами, соблазн свободного времяпровождения на улице не способствует развитию гармонично развитой личности, делая ее замкнутой и безинициативной.

Одна из главных задач школы в воспитании подрастающего поколения — это формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Большая роль здесь принадлежит коллективным видам деятельности, в частности хоровому пению, как наиболее доступному виду подобной деятельности. Занятия в хоре оказывают влияние на формирование характера ребенка, воспитывают внимание, наблюдательность, чувство коллективизма, ответственности, дисциплинирует детей. Специальные исследования показали, что пение исправляет дефекты речи и является одним из средств физического воспитания и развития: укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, правильная певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на здоровье детей. музыкальный голос слух самостоятельность

Одна из главных задач внеклассной хоровой работы – музыкально-эстетическое воспитание. Приобщение детей к искусству, к хоровому пению, развивает творческий голос, музыкальный слух, мышление, память, фантазию, музыкальную грамотность, воспитывает отзывчивость на музыку, прививает вокально-хоровые навыки.

Хоровое пение оказывает большое влияние и помогает средствами исполнительского искусства воспитывать слушателя, приобщает его к сокровищам музыкального песенного творчества, способствует воспитанию художественного и эстетического вкуса у слушателя.

Одна из главных задач детского хорового пения – удовлетворение музыкальных потребностей и интересов детей, развитие самостоятельности и инициативы, организации досуга.

Следовательно, функции хорового пения многообразны воспитательная, образовательная, познавательная художественно-эстетическая, общения и отдыха.

Воспитание вокальных навыков – результат продолжительной работы. Это сознательный процесс, нужно ясно представлять, к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

Развитие вокальных навыков, необходимых в хоровом пении, особенно актуально в младшем школьном возрасте, так как происходит становление личностных качеств. У детей младшего школьного возраста происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируется мировоззрение, необходимое в последующей взрослой жизни.

Вокально-хоровая деятельность является одним из компонентов работы в хоровом классе во внеурочное время в системе общего музыкального образования. Она сочетает в себе различные способы, средства познания школьниками музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, самого себя), как могучего средства развития личности школьника.

В хоровом классе во внеклассной работе в системе общего музыкального образования вокально-хоровая деятельность осуществляется в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать у школьника чувство единения с другими учащимися, учителем в самых разных ситуациях.

Цель и задачи по формированию музыкальной культуры учащихся средствами хорового пения.

Цель: развитие певческой культуры учащихся, воспитание духовного мира, становление мировоззрения, формирование нравственности.

Задачи:

— сформировать устойчивый интерес учащихся к хоровому пению;

— способствовать формированию вокально-хоровых навыков;

— создать условия для развития музыкальных способностей, творческой самореализации школьников посредством хорового пения;

— воспитать культуру слушателя и исполнителя на основе отечественного и зарубежного хорового искусства;

Эффекты реализации системы работы по теме «Развитие хоровой исполнительской культуры обучающихся в процессе внеклассной музыкальной деятельности»:

  • позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеурочную хоровую деятельность расширить возможности образовательной области «Музыка», которая является одним из главным средств формирования музыкальной культуры школьников;
  • создаёт условия для развития творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных группах через хоровую деятельность;
  •  

    позволяет учащимся, обладающим вокальными способностями, реализовать свою творческую индивидуальность, способствует профориентационной самореализации;

  • возродить традиции русского хорового пения, как средства формирования музыкальной культуры школьников.

Добавить комментарий