УДК 378.147 (045)
ББК 74.268.53
СЕРЕДНЁВА АНГЕЛИНА СЕРГЕЕВНА
студентка 1 курса (группа ПДМ-120) факультета педагогического и художественного образования
ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru
Аннотация: В статье освещается проблема подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе с учетом современных требований социума. Актуализируются аспекты обеспечения готовности студентов к профессиональной деятельности, конкретике условий обучения и социальных особенностей, что подразумевает обращение к развитию самостоятельности и творческой активности бакалавров, на основе анализа музыкальных произведений, ориентированного на определение их образно-эмоциональной концепции и рассматриваемого как средства обобщения различных видов музыкальной деятельности.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-педагогическая подготовка студентов, профессиональная деятельность, анализ музыкальных произведений, самостоятельность, творчество.
MODERN REQUIREMENTS FOR THE TRAINING OF STUDENTS-MUSICIANS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
SEREDNEVA ANGELINA SERGEEVNA
1rd year student (group PDM-120) of the faculty of pedagogical and art education
CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA
candidate of pedagogical sciences, associate professor
department of art and music education
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
Аbstract: The article highlights the problem of training students-musicians in a pedagogical university, taking into account the modern requirements of society. The aspects of ensuring students ‘ readiness for professional activity, the specifics of learning conditions and social characteristics are updated, which implies an appeal to the development of independence and creative activity of bachelors, based on the analysis of musical works, focused on determining their figurative and emotional concept and considered as a means of generalizing various types of musical activity.
Кey words: musical education, musical and pedagogical training of students, professional activity, analysis of musical works, independence, creativity.
В последние десятилетия в России происходят мощные перемены. После распада союзного государства к закономерным для таких преобразований изменениям добавились и нестандартные, связанные, например, с рывком технического прогресса в области компьютерных технологий и совершенствования работы сети Интернет, которые расширили возможности поисковых и систематизирующих информацию платформ, дистанционных способов деятельности и общения людей, использования обучающих и развивающих программ и т. д. Указанные тенденции затронули и образование, что выразилось в перестройке многих методов обучения, смещении его доминантных направлений и изменении условий осуществления. Как часто бывает в истории нашей цивилизации, возникновение некоторых вызовов последних лет нельзя было представить даже незадолго до их появления. Среди таковых можно назвать пандемию коронавируса, в период противостояния которой появилась необходимость нестандартной или обновленной организации множества существующих элементов учебно-воспитательного процесса, способствующей продуктивному функционированию системы образования на всех ее этапах и направлениях развертывания. Это говорит о том, что невозможно предвидеть совершенно все предстоящие социальные сдвиги и, следовательно, вызванные ими требования к образованию и деятельности его субъектов. Более того, общеизвестный факт, что конкретика условий обучения предельно вариативна, всегда заставляет педагогов учитывать ее в своих действиях для оптимизации реализуемого процесса. Следовательно, если возможно прибавление к этому еще и неожиданно возникающих ситуаций (преобразований, замен, совершенствований, реорганизаций и т. п.), влекущих решение дополнительных задач, то должны существовать гарантии, позволяющие максимально эффективно преодолеть все обозначенные сложности.
Логичным выходом в данном случае является наличие готовности педагогов к удовлетворению указанных запросов или решение вопроса о приобретении такой готовности, что должно учитываться в том числе и при подготовке к профессиональной деятельности студентов университетов. Памятуя о требовании формирования множества способностей будущих профессионалов, необходимо выявление основы, обобщающей и систематизирующей данные компетенции, а далее ориентирующей на себя процесс развития бакалавров и их самосовершенствования, после получения статуса дипломированного специалиста. Особо остро такой подход нужен в отношении подготовки педагогов в области преподавания гуманитарных наук и искусства, где сам предмет изучения во множестве составляющих элементов и их трактовка имеют зонность правильного восприятия и понимания. К таковым, в частности, относится музыка, являющаяся самым абстрактным, социально распространенным и доступным видом искусства, имеющим огромную силу воздействия на человека. Для определения указанной обобщающей платформы, необходимо выявить ведущие характеристики реализации музыкально-педагогической деятельности, а также подходы, используемые при ее освоении, происходящем через разные виды общения с музыкой.
По нашему мнению, важным является понимание роли музыки в контексте образовательного процесса, которая не останавливается на выполнении ею функции явления искусства, а достигнув данной высоты, перерастает в средство обучения. Сказанное подразумевает, что на начальном этапе любого вида общения с музыкальным произведением (сочинение, слушание, исполнение, импровизация, драматизация и т. д.) обучающийся должен понять его художественно-эмоциональный смысл. Для этого всегда нужен анализ опуса, опирающийся на выявление образа, его характера и драматургии развертывания чувственно-психологической концепции. В ходе выполнения данных действий необходимо обоснование своих выводов, то есть определение обусловленности трактовки от средств музыкальной выразительности, использованных в произведении.
Такой подход приемлем для всех видов общения с музыкой, он помогает осознать причины выбора конкретных характеристик образной драматургии, исходя из их соответствий и зависимостей в воспринимаемом сочинении. Это формирует понимание не только закономерностей организации неких звуков в музыкальное сочинение, но и делает теорию «живой», переводит ее в прикладную плоскость. Наглядным примером тому могут служить следующие, довольно часто именно так взаимодействующие зависимости: веселое настроение в произведениях обычно передается быстрым (подвижным) темпом, мажорным ладом, преобладанием мелких длительностей, штрихом легкое легато или стаккато, светлым тембром и т. п. Постепенно привыкая выполнять указанные аналитические действия и сопоставления при любом виде общения с музыкой, обучающийся адаптирует их и к музыкальным контактам вне учебно-воспитательного процесса.
В русле сказанного необходимо подчеркнуть, довольно часто встречающееся в музыкально-методической литературе мнение о том, что «самостоятельная познавательная деятельность проявляется в поиске единственно правильного варианта воплощения художественного образа», требуют уточнения [1, с. 57]. Приведенная в формулировке М. А. Букаевой мысль должна учитывать характерную множественность вариантов определения образной драматургии как «правильной» и именно от убедительности доказательств предлагаемых обучающимся или педагогом зависит справедливость утверждения и попадание трактовки в диапазон соответствующих замыслу автора музыкального сочинения.
Для будущего педагога-музыканта особую значимость имеет приобретение представленных компетенций, поскольку навык осознанного, вдумчивого восприятия музыки предельно важно и необходимо развивать у всех людей, но в образовании довольно часто данное требование только декларируется. Это связано с тем, что не всегда учитель может понять и обосновать художественную суть тех произведений, которые не входят в программу по музыке, где их анализ отсутствует. Надо сказать, что иногда педагог просто боится ошибиться. Прочитать готовую рецензию и озвучить ее не составит труда даже начинающему специалисту. То же можно обычно сказать и о способности расширить существующую тезисную характеристику музыкального сочинения.
Однако проанализировать музыкальное сочинение, как говорится, «с нуля» и сложить личное мнение о нем не всем педагогам оказывается под силу. И тогда возникает противоречие между имеющимся требованием обучить навыку анализа и понимания музыки, которым не владеет сам педагог и не может организовать освоение незнакомых ему действий. Приобретая такие умения со студенческой скамьи, процесс подготовки к музыкально-аналитической деятельности молодого специалиста становится более продолжительным, системным и целенаправленным, за счет чего ему будет легче адаптироваться к профессиональной практике. Данное утверждение справедливо еще и потому, что как ведущей характеристикой формирования аналитических и исследовательских действий является самостоятельность. В противном случае без нее студент будет озвучивать чужие мысли, а собственные выводы, идеи, решения, мнении и т. д. бакалавр рождать не сможет. Особую значимость здесь имеет и тот факт, что обучающийся имеет право на ошибки и пока он учится наставник, в лице преподавателя, будет обнаруживать их, предлагать методики устранения и контролировать правильность выполнения исправлений. Это помогает выработке у студента критической оценки своих возможностей и действий, способствует их освоению и формированию навыка самостоятельной реализации, что расширяет спектр профессиональных потенций, выбор которых может оптимизировать процесс, усилить его творческие акценты.
Важнейшей задачей приступающего к профессиональной деятельности выпускника вуза является его скорейшая адаптация к данным условиям и к новым требованиям. Опуская возникающие психологические проблемы, к главным отличиям функционирования профессионала и обучающегося относится необходимость самостоятельного его воплощения и способность к творчеству. Учитывая данную ориентацию при осуществлении музыкально-педагогического процесса, создаются условия не только для ускоренного перехода к профессиональным действиям, но и для адаптации к меняющимся по разным причинам условиям и требованиям. Это также помогает обеспечить воплощение творческих и креативных начал в образовании, повышающих интерес обучающихся к информации и учебной деятельности, что усилит интерактивность общения субъектов и создаст возможность к их самовыражению. В целом данная установка ориентирует «на раскрытие творческих потенций учащихся», что в музыкальном образовании «является основополагающей целью обучения», чем обуславливается необходимость «пристального педагогического внимания к проблеме активизации творческой самостоятельности учащихся» [2, с. 5].
Список использованных источников
- Букаева, М. А. Особенность познавательной самостоятельности музыканта-исполнителя / М. А. Букаева // Известия ВГПУ. – 2012. – №10. – С. 56-59.
- Васильева, А. Г. Креативный педагогический подход как фактор становления творческой самостоятельности учащихся-музыкантов : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Васильева Анна Германовна. – Москва, 2006. – 160 с.