АКТУАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37.035.6(045)

ББК 74.268.53

 

ДУНЬКОВИЧ ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

студентка 1 курса (группа ПДМ-120) факультета педагогического и художественного образования

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Аннотация: В статье освещается проблема актуализации патриотического воспитания школьников, приоритеты его осуществления в рамках музыкально-образовательного процесса. Предлагаются примеры работы в данном направлении с применением анализа образной драматургии произведений, повышения эмоциональности общения с музыкой и усиления патриотической ориентации музыкально-образовательного процесса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, музыкально-образовательный процесс школьников.

 

ACTUALIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE MUSICAL AND EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOLCHILDREN

 

DUNKOVICH EKATERINA SERGEEVNA

1rd year student (group PDM-120) of the faculty of pedagogical and art education

CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

candidate of pedagogical sciences, associate professor

department of art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

Аbstract: The article highlights the problem of updating the patriotic education of schoolchildren, the priorities of its implementation in the framework of the musical and educational process. Examples of work in this direction with the use of the analysis of figurative dramaturgy of works, increasing the emotionality of communication with music and strengthening the patriotic orientation of the musical and educational process are offered.

Кey words: patriotism, patriotic education, musical and educational process of schoolchildren.

 

Для любого государства весьма важным является наличие у граждан высокого развития социально значимых личностных качеств. К таковым в современной России следует отнести патриотизм, объявленный президентом РФ В. В. Путиным «национальной идеей» и формирование которого сформулировано как ведущая задача общества на федеральном уровне [3]. Также, о повышенном внимании данному вопросу свидетельствует и то, что сегодня принимаются государственные программы Патриотического воспитания граждан Российской Федерации, поддерживается деятельность общественных организаций и движений («Народный фронт», «Бессмертный полк», «СВОД», «Надежда России», и другие) [1]. В частности, во многом именно идея возрождения патриотизма в обществе стала базовым рычагом становления отечественного волонтерства («Волонтеры России», «Дорогою добра» и др.), законодательно утвержденного в период формирования новых ориентиров России в 1995 году [4]. Организуемые международные мероприятия (олимпиады, фестивали, спартакиады, конкурсы, празднования знаменательных дат и т. д.), а также добавленная к ним в последнее время борьба с пандемией коронавируса, всколыхнули народ, сделали естественным проявления взаимопомощи, сострадания и активной жизненной позиции, обусловивших рождение волонтерской инициативы «Мы вместе». На фоне карантинов и локдаунов государственного масштаба, несправедливого принижения значения открытий российских вирусологов, патриотическое настроение у граждан нашей страны усилилось. Однако, все перечисленные явления лишь подтвердили необходимость формирования у подрастающего поколения патриотизма, что представляет собой важнейшее направление деятельности сферы образования. Особое место здесь занимает этап школьного обучения, охватывающий максимально объемный по численности контингент учащихся и наиболее продолжительно реализующий в учебно-воспитательном процессе системное, комплексное, многостороннее, межпредметное совершенствование подрастающего поколения.

Патриотизм входит в число качеств личности, значимых во все времена для людей, государств и цивилизации. Можно отметить его близость к формам общечеловеческих ценностей духовного порядка, таких как долг, ответственность, жизнь и ее сохранение, развитие, смысл [2]. Но не только перечисленные, а все без исключения личностные характеристики взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга и их формирование взаимообусловлено. Следовательно, как и любое иное, патриотическое совершенствование детей и юношества должно носить комплексный характер, гармонично сочетающий все направления развития личности. Более того, учитывая, что личностные качества людей имеют тесную связь с эмоциями, то воспитательный процесс будет повышать свою эффективность через специально организованное возникновение у обучающихся чувственных переживаний и их проявление в практике (или влияние на действия). Сказанное обосновывает целесообразность обращения в образовательном процессе к явлениям, актуализирующим эмоционально-чувственные аспекты человека, например, при общении с различными видами искусства, в частности, с музыкой.

Анализ практики осуществления музыкального образования показывает, что основным средством реализации в нем патриотического воспитания сегодня остается освоение музыкальных произведений соответствующей тематики и сочинений местных или отечественных авторов. Однако, на наш взгляд, продуктивность указанных действий может быть повышена за счет следующего.

При разборе образной драматургии произведения, нельзя ограничиваться общим определением настроения (грустное – веселое) или отношения к воспринимаемому сочинению (нравится – не нравится). Но и рассмотрение только его сюжета не есть достаточное действие для полноценного понимания опуса. В таких ситуациях желательно добиваться множественности, многогранности характеристик героев и их действий, состояний. Необходимо выявлять и причины, подтолкнувшие к действиям, которые воплощены в драматургии произведения. Дети должны учиться определять характер музыкального сочинения, а также фантазировать, вербализировать возникающие представления и т. п. Данные описания не могут быть формальными, поскольку музыка передает в звуках чувства, которые не только сложно сформулировать, но чтобы понять, надо их в некоей мере пережить. Более того, чувства имеют своего носителя и ребенок не может всегда абстрагироваться, определяя только заложенные в музыкальном опусе эмоции без уточнения от кого они исходят. Объяснением такой установки служит возможность затруднений школьников в определении логики развертывания чувственной сферы в произведении, то есть без понимания того, с кем, что, как и почему происходит. Далее, в ходе выполнения учитывающих сказанное действий, последует накапливание опыта реализации такого качества переживаний и их оценок. Таким образом восприятие выйдет на новый уровень.

Однако изложенное ставит очередную задачу перед учителем – необходимость сравнения школьниками воспринимаемых чувств, так как каждое имеет множество граней и вариантов реализации в жизни (разновидности одного чувства), а также воплощений в разных произведениях музыкального искусства. Важно, что для максимального воспитательного эффекта в сознании детей должно произойти закрепление и своеобразное ранжирование формируемых личностных качеств. В контексте рассматриваемого направления воспитательного процесса, патриотизм должен занять приоритетное место, по сравнению со многими другими устремлениями и особенно распространенными сейчас, не имеющими аналогичной социальной значимости (а иногда являющимися вредными: жадность, эгоизм, меркантилизм, жестокость, инфантилизм, индифферентизм, садизм и т. д.). Для этого анализ художественной сущности музыкального произведения необходимо всегда доводить до достижения цели исследуемого процесса, которой является рождение положительных чувств к тому, что имеет отношение к патриотизму и формирует его. Таковыми могут быть, например, возникновение позитивного отношения к проявлениям патриотического поведения или мышления, желание продемонстрировать их или ориентироваться на них в интеллектуально-чувственном плане, определение их приоритетов над другими эмоциями и т. п.

Для яркости впечатлений требуется «осовременивать» учебный и иллюстративный материал, расширять спектр межпредметных связей и качество его воплощения. Довольно нелепо будет выглядеть в глазах современных школьников, например, фотография памятника героям, природы родного края и т. п., если снимок невыразителен или сделан с неудачного ракурса, показан на уроке эпизодически, без должного контекста или подготовки. Восприятие таким образом использованного бессодержательного фото не спасет и то, что он представлен на большом экране с помощью компьютера и проектора. Это относится и к качеству записи и воспроизведения музыки, методик ее освоения. Учитель должен использовать предоставляемые ему сегодня технические возможности, что позволит добиваться эмоционального отклика и усиливать его. Данный подход особенно очень важен при обращении к произведениям местных композиторов и музыке народов родного региона или России. В таких условиях проще услышать красоту, понять смысл музыки и почувствовать душевный отклик, что поможет осознать причину ее культурной ценности и определить основу для гордости и любви к своей малой и большой Родине.

 

Список использованных источников

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. – №1493. – Москва, 2015. – 62с.
  2. Грицанов, А. А. Общечеловеческие ценности / А. А. Грицанов // Новейший философский словарь. – Минск, 1999. – 896 с. – URL: https://vslovar.org.ru/fil/772.html
  3. Егорова,Е. Ходоки у Путина / Е. Егорова // Московский комсомолец. –  4 февраля. – № 27024.
  4. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». – URL: https://base.garant.ru/77662930/ (дата обращения 30.01.2021).

Добавить комментарий