ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДНОМ КРАЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

БОЯРКИНА ПОЛИНА ИГОРЬЕВНА,

музыкальный руководитель  МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад № 2» г. о. Саранск

 

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание дошкольников; уровни сформированности представлений о родном крае; музыкальные занятия.

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания в дошкольном возрасте, приведен пример  диагностического исследования уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае.

 

Важным средством патриотического воспитания в дошкольном возрасте, в частности в старшей группе, является музыкальное искусство. Музыкальные произведения нравственно-патриотической направленности, региональный аспект музыкального образования и воспитания способствуют приобщению ребенка к национальным традициям родного народа, воспитывают любовь к Отечеству.Методисты в области дошкольного музыкального воспитания (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман и др.) дифференцируют данный процесс на три блока:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Обращаясь к первому блоку педагогической работы на музыкальных занятиях в ДОУ необходимо отметить, что русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Необходимо знакомить детей с музыкой русских классиков, приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности.

Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста.

В старшем дошкольном возрасте педагоги-музыканты (О. П. Радынова и др.) предлагают использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения (хор «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», отрывки из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина).

Те же направления работы предлагается использовать и в процессе знакомства детей с музыкальным фольклором (хороводные и хороводно-игровые песни, шуточные и плясовые песни, колядки и заклички).

Третье направление работы  – знакомство старших дошкольников с высокохудожественными произведениями современных композиторов, пишущих для детей, в содержании музыкального образа должны быть отражены художественные темы о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества («Детский садик», муз. А. Ермолова, слова В. Борисова, «Если с другом вышел в путь» М. Танич — В. Шаинский, «Песенка для России» слова и музыка Е. Обуховой).

Музыкальные занятия должны быть согласованы с занятиями по литературному творчеству и окружающему миру, где формируются общие представления ребенка о понятии «патриотизм» (это чувство любви к Родине), «Родина» (включает в себя все условия жизни: территория, климат, природа, особенности языка и быта) и др.

Для определения уровня  сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 в МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад № 2» г. о. Саранск..

Цель диагностического исследования: изучить начальный уровень сформированности патриотических качеств старших дошкольников.

Задачи диагностического исследования:

  1. Определить критерии и уровни патриотической воспитанности старших дошкольников.
  2. Предложить диагностические методики патриотической воспитанности старших дошкольников.
  3. Провести диагностическое исследование и обработать экспериментальные данные.

Критерии и показатели патриотической воспитанности старших дошкольников:

– когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности) К1;

– эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины) К2.

Методика 1

Анкета (устная беседа)

Цель: изучение К1.

Содержание: ребёнку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое Родина?
  2. Что такое Отечество?
  3. Что такое Малая Родина?
  4. Назови столицу нашей Родины?
  5. Назови место (город, село и др.) в котором ты родился?
  6. Какие государственные праздники ты знаешь?
  7. Какие народные праздники ты знаешь?
  8. Каких русских композиторов ты знаешь?
  9. Каких национальных композиторов ты знаешь?

Критерии оценки:

3 балла (высокий уровень) – ребенок адекватно понимает смысл перечисленных понятий и правильно отвечает на все вопросы.

2 балла (средний уровень) – ребенок отвечает на вопросы с неточностями.

1 балл (низкий уровень) – ребенок не адекватно понимает смысл понятий, не может ответить на вопросы.

В результате проведения методики на изучение К1 выявлены следующие результаты.

Таблица 1.

Уровень Количество детей Процентное соотношение
Высокий 6 30%
Средний 10 50%
Низкий 4 20%

Методика 2

Цель: изучение К2.

Содержание: прослушать песню «Священная война» (музыка А. Александрова; слова В. Лебедева-Кумача).

Вставай страна  огромная,

Вставай  на смертный  бой

С фашистской  силой  тёмною,

С проклятою  ордой!

Ответить на вопросы:

  1. Какой войне посвящена эта песня?
  2. Когда началась ВОВ?
  3. Когда Россия празднует День Победы?
  4. Какой характер у этой песни?
  5. Какие чувства вызывает у вас песня «Священная война»?

Критерии оценки:

3 балла (высокий уровень) – ребенок адекватно понимает смысл перечисленных понятий и правильно отвечает на все вопросы.

2 балла (средний уровень) – ребенок отвечает на вопросы с неточностями.

1 балл (низкий уровень) – ребенок неадекватно понимает смысл понятий, не может ответить на вопросы.

В результате проведения методики на изучение К1  выявлены следующие результаты.

Таблица 2.

Уровень Количество детей Процентное соотношение
Высокий 4 20%
Средний 10 50%
Низкий 6 30%

 

Нами получены следующие результаты: высокий уровень патриотического воспитания продемонстрировали 4 человека (20%). Средний уровень патриотической воспитанности выявлен у 10 детей (50%). Низкий уровень патриотической воспитанности отмечен у 6 человек (30%).

В качестве актуальных форм развития патриотических качеств старших дошкольников мы можем предложить музыкально-календарные государственные праздники, фольклорные (народные) праздники («Масленица», «Пасха» и др.), которые организуются на музыкальных мероприятиях в ДОУ.

Приобщение детей к нравственным традициям через данные воспитательные формы организации занятий способствует укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранения истории нашей Родины.

 

Добавить комментарий