СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

УДК 372.878

ББК 85.31

 

 

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования,

Мордовский государственный педагогический университет
имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, olga-curan@yandex.ru

 

УСТИНОВА АННА ДМИТРИЕВНА

студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, anna25081998@mail.ru

 

Ключевые слова: творческая активность; обучающиеся старших классов; урок музыки.

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы формирования творческой активности обучающихся старших классов и поиску эффективных путей ее развития на уроках музыки.

 

Проблема формирования творческой активности учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку творческая деятельность (творческая активность) является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Известно, что предметы искусства обладают большим потенциалом к активизации у школьника учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности.

Однако на практике наблюдается проблема с поддержанием на уроке активной познавательной деятельности старших школьников, сложности с повышением мотивации учения на уроках музыки.

Поиск эффективных путей развития творческой активности на уроках музыки у обучающихся старших классов составил проблему нашего исследования.

Для того чтобы разобраться в том, как правильно определить термин «творческая активность», обратимся к многочисленным работам ведущих ученых. Это труды Ю. Б. Борева, А. И. Лиловой, Е. А. Ануфриева, В. Л. Хайкина и др., а также психологические исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

Чтобы понять, что же такое «творческая активность», необходимо разобраться с такими терминами, как «творчество» и «активность» по отдельности.

В философии активность рассматривается как общая категория, особое свойство всех живых систем, как характеристика деятельности, показатель уровня деятельности (В. А. Петровский, Л. П. Станкевич).

В психологии общая активность рассматривается как одна из «сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой». Таким образом, активность понимается и как деятельность, и как качество личности [1, с. 239].

И в философии, и в психологии активность личности характеризуют как «значительную устойчивость деятельности в отношении принятой цели в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности».

Отечественные исследователи в области педагогики (М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, В. А. Давыденко, Г. И. Щукина, А. К. Маркова) указывают на то, что активность – это способность преобразовывать что-либо в мире, которая развивается в результате имеющихся у человека духовных и материальных богатств и которая выражается в творчестве.

Таким образом, активность человека целиком зависит от его внутренней мотивации, от того, как человек к ней относится. Для формирования творческой активности очень много значит именно мотивационная составляющая.

Считается, что творчество – это самая высокая форма активности, к которой способен человек. Творчество же может быть разным – оно может быть не только художественным, но и научным и техническим. При этом каждая область творческой деятельности имеет свои собственные специфические признаки. Поэтому, можно сказать, что два термина «активность» и «творчество» — это два понятия, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Рассмотрим теперь более подробно термин «творчество» и его значение.

Исследователи (Л. К. Веретенникова, С. Г. Глухова, П. Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

Ряд авторов (Т. Г. Браже, A. M. Матюшкин, И. Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества В. П. Пархоменко пишет: «Творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением… Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности» [2, с. 34].

Человек использует в процессе творчества свои знания и умения, для того чтобы создать новый, оригинальный и уникальный продукт. Для творческой активности задействуется интуиция и воображение, умственная активность. Таким образом, личность может раскрывать имеющиеся и расширять новые свои возможности.

В. Л. Хайкин считает, что творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности [3, с. 51].

Несмотря на то, что творческой деятельности уделено множество различных исследований, развитие такого рода активности у детей до сих пор требует тщательного исследования и проработки.

Ученые, пытаясь дать определение творческой активности, как правило, подчеркивают комплексный, интегральный ее характер. Так, по мнению В. С. Безруковой, сущность творческой активности определяется как интегральное качество личности, которое выражается в целенаправленном единстве мотивов, потребностей, действий, интересов и проявляется в виде высокого уровня ее индивидуальной преобразовательной деятельности [4, с. 41].

В исследованиях Л. Н. Шульпиной под творческой активностью понимается устойчивое интегральное качество личности, проявляющееся в целенаправленной цельности потребностей, мотивов, интересов и действий, характеризующееся осмысленным поиском творческих ситуаций [5, с. 44].

Схожую точку зрения демонстрирует Н. Н. Нефедьева рассматривая творческую активность как комплекс разных компонентов, составляющих деятельность ребенка, как своего рода коллекцию множества особенностей его личности [6, с. 58].

Проанализировав исследования в области формирования творческой активности, а также подробно изучив структуру этого явления, В. Л. Хайкин делает вывод, что существуют два ее компонента:

– эмоционально-мотивационный, включающий в себя: 1) высокую мотивацию, которая проявляется в наличии установки ни изменение текущей ситуации или какого-либо предмета, а также на создание альтернативы существующей действительности; 2) высокую интуицию, которая проявляется в том, что человек способен увидеть конечное целое раньше, чем отдельные его части; 3) в преобладании позитивного мышления, в гармонии личностной сферы.

– интеллектуально-креативный: 1) способность человека решать текущие задачи с помощью моделирования условий в уме (человек мысленно проводит экспериментирование и видит результаты); 2) способность человека мысленно перенести свойства какого-либо предмета в иную ситуацию [3, с. 67].

На основании изученной литературы, мы считаем, что развитие творческой активности старших школьников на уроках музыки должно опираться на ряд условий: осуществление педагогической поддержки, предполагающей выстраивание индивидуальной музыкально-образовательной траектории ученика; вариативность содержания обучения, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, обучение на основании индивидуальных склонностей; организация активной работы учащихся в группах, позволяющей самостоятельно, критически мыслить, приобщаться к музыкально-практической деятельности.

 

Список использованных источников

 

  1. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998 – 301 с.
  2. Пархоменко, В. П. Творческая личность как цель воспитания / В. П. Пархоменко. – М-во образования и науки РБ, Нац.ин-т образования. – Минск, 1994. – 159 с.
  3. Хайкин, В. Л. Феномен активности в развитии личности: дис. … докт. пед. наук: 19.00.13 / В. Л. Хайкин. – М., 2001. – 412 с.
  4. Безрукова, В. С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: СИПИ, 1994. – 340 с.
  5. Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Шульпина. – М., 2003. – 142 с.
  6. Нефедьева, Н. Н. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 54. – С. 399–419.

Добавить комментарий