Нотации в хореографии восточных единоборств

78.1:793.31

ББК Щ32

 Уваров А.А., педагог доп.образования МУ ДО ЦЭВД,Саранск,Россия,

 Валеева Э.Р., педагог ДМШ 1,Саранск,Россия.

 

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: единоборства, нотация, хореография.

 АННОТАЦИЯ:   статье развивается тема нотации для единоборств.

 

                        Notation the choreography of martial arts

 

KEYWORDS: martial arts, notation, choreography.

ABSTRACT: the article develops the theme of the notation for the martial arts.

Нотации- система условных письменных обозначений, принятая в какой-н. области [1,550c.]. В данном случае речь идет о фиксации движений и сценических комплексов с помощью системы условных обозначений в хореографии восточных единоборств.

Наиболее известными системами записи танца являются: «лабанотация» Рудольфа фон Лабана, «хореология» Рудольфа Бенеша. Система Р.Лабана была разработана в Германии в 1928 году [2, c.74]. В левой части страницы вертикально расположен нотный стан с мелодией сопровождения. Параллельно ему располагается сдвоенный вертикальный столбец для левой и правой частей туловища. Он разделен на фрагменты (кадры) в соответствии с  тактами музыки. [3,с.75].

Подобные системы записи могут быть использованы для нотации  в хореографии восточных единоборств.  Для описания движения в механике используют систему отсчета. Она включает в себя систему координат, тело отсчета и часы[4,66c.]. Декартова система координат и система ортогонального проецирования  максимально подробно и достоверно обозначает движения исполнителя.

Перемещения танцора по сцене невозможно без привязки к сценическому пространству. Для этого необходимо зафиксировать начальную точку и задать систему координат. Для точной фиксации разрабатываемых комплексов и однозначного их исполнения необходима специальная система координат и условных обозначений. При записи сценических комплексов удобнее использовать Декартову систему координат (Рис. 1а.).

Для более точной фиксации на бумаге движений рук можно использовать две разновидности систем координат: абсолютную (неподвижную) и относительную (вращающуюся). Абсолютная система координат привязана к исходному положению туловища. Положение груди указывает вектор V, который является ориентиром. Фронтальная плоскость V условно проходит через плечи и грудь. При перемещениях абсолютная система отсчета система остается неподвижной. Относительная система жестко привязана к туловищу и вращается вместе с человеком. Фронтальная плоскость также проходит через плечи грудь и голову.

Абсолютная система координат зафиксирована относительно исходного положения. При перемещениях исполнителя система плоскостей остается зафиксированной по отношению к исходному положению. Относительная система координат провязана к туловищу исполнителя и поворачивается вслед за ним. Положение груди (вперед) указывает вектор W, плечи расположены в плоскости V, вид сверху обозначит вектор H (Рис1б).

Если посмотреть на Декартову систему сверху, то можно получить плоскую двухмерную систему координат (Рис.2). В этом случае плоскости W и V превращаются в линии, делящие горизонтальную плоскость H на четыре части- квадранты: А, Б, В, Г. Одной из разновидностей военно-спортивной хореографии является стиль пинфан [5,37 с.].  Ноги перемещаются по углам квадрата (Рис.4).

                     Движения рук происходят во всех направлениях. Для этого применяются все три плоскости проецирования (V, W, H). Используется обе системы координат (неподвижную и подвижную). Также как и для описания движений ступней ног используем планшет, т.е. лист, разделенный на ячейки. Данный планшет можно назвать планшетом для рук. На Рис.5 показаны две ячейки планшета для рук. Ячейки  отображают траекторию движений рук и информацию об ориентации их в пространстве. Ячейка чейка на Рис. 5б показывает вариант, когда левая рука проецируется на плоскость V, а правая на плоскость W. Движения ориентированы в относительной системе координат.

Таким образом, для описания сценических комплексов в системе сценического направления восточных единоборств иначе военно-спортивной хореографии используется циклограмма (Рис.8.). Для еë составления выбираем соответствующие ячейки планшетов. Циклограмма включает в себя:

  • Рисунки положения корпуса.
  • Траектории движения рук (ячейки планшета для рук).
  • Перемещение ступней, следы (ячейки планшета для ног).
  • Музыкальный аккомпанемент (ноты).

Рисунок положения корпуса отображает не только само изображение, но также порядковый номер и плоскость проецирования Система нотации для сценических комплексов (воинственных танцев) представляет собой четыре горизонтальные ленты циклограммы, синхронизованные нотами музыкального сопровождения. Три ленты представляют собой циклограммы движений тела и конечностей. Первая лента — циклограмма движения всего тела то есть мгновенный снимок положение тела. Вторая лента  показывает исходное положение туловища, ступней в пространстве и их дальнейшее движение. Системой отсчета служит квадрантная система координат. Она отражает в условных обозначениях динамику  перемещений. Третья лента указывает положение в пространстве и движение рук. Текстовое описание дает необходимые пояснения каждому кадру первых трех лент. Четвертая лента представляет собой систему нотоносцев. Она отображает музыкально звуковое сопровождение движений. Так как каждая нота имеет определенную длительность то, это, по сути, шкала времени.

Сценические комплексы в хореографии восточных единоборств по характеру движений можно разделить на два типа (ритмичные и аритмичные). К ритмичному типу относятся комплексы (тао) ян тай цзы цюань пинфан. Движения  здесь медленные и плавные и поэтому легко   сочетаются с медленными мелодиями. На рис. 6 ображен фрагмент музыкального сопровождения из двух инструментов (piano, triangle). Фортепиано играет мелодию, а треугольник служит для озвучивания поворотов туловища.

«Быстрые» комплексы относятся к аритмичным комплексам, т.е. имеют рваный ритм. Для аритмичных, а также и для дыхательных комплексов предлагается звуковое сопровождение. На Рис.7 показан фрагмент звукового сопровождения. Ударные инструменты (Drum Set) сопровождают движения ног (нота соль) и рук (нота ми). Виолончель (violin) сопровождает вдох (нота ми) и выдох (нота до). Треугольник (triangle) служит для озвучивания поворотов туловища.

Военно — спортивная хореография включает в себя не только воинственные танцы как вершину всей техники, но и обучение (изучение) элементарных технических приемов.

Рис.1 Система декартовых координат (а) плоскости и вектора проецирования (б).

 

Рис. 2. Проецирование на плоскость.

Рис. 3 Тело отсчета.

 

Рис.4. Ячейка планшета для ног.

Рис.5. Ячейки планшета для рук.

 

Рис.6. Фрагмент музыкального сопровождения.

Рис. 7. Фрагмент звукового сопровождения.

Рис. 8. Фрагмент циклограммы.

 

Список  использованных источников.

  1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М. «Альфа-принт, ООО из-во Дом. XXI век», VIII, –1239 с.
  2. Вихрева Н. А. Сохранение и реконструкция авторской хореографии : методы фиксации и расшифровки: диссертация … кандидата искусствоведения. – Москва. 2008. –269 с.
  3. Меланьин А.А. Методы анализа танцевального движения: диссертация … кандидата искусствоведения. – Москва. 2010. –234 с.
  4. Хайкин С. Э. Физические основы механики. – М.: Издательство «Наука»,1971 г. –762 с.
  5. Основные элементы хореографии сценического направления восточных единоборств: учебное пособие /Автор-составитель А.А.Уваров; МУ ДОД ЦЭВД. – Саранск, 2014. – 90 с.

Добавить комментарий