РАЗВИТИЕ БАЗОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ (В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ)

ЗАВАРЫКИНА АЛЬБИНА РИФЯТОВНА

студентка, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
albinabaibekowa2010.ru@yandex.ru
Аннотация: в статье раскрываются методы и приемы способствующие развитию базовой исполнительской техники у подростков в процессе обучения игре на гитаре в условиях кружковой работы.
Ключевые слова: подростковый возраст, техника, кружок игры на гитаре.
DEVELOPMENT OF BASIC PERFORMANCE TECHNIQUE IN TEENAGERS IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY THE GUITAR
(IN CONDITIONS OF CIRCULAR WORK)

ZAVARYKINA ALBINA RIFYATOVNA
student, faculty of pedagogical and art education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
albinabaibekowa2010.ru@yandex.ru
Annotation: the article reveals the methods and techniques that contribute to the development of basic performing technique in adolescents in the process of learning to play the guitar in the conditions of circle work.
Key words: teenage years, technique, guitar playing circle.

Музыкальное образование и развитие исполнительского мастерства играют важную роль в нравственном и творческом развитии нынешнего поколения. В трудах учёных по теории и методике обучения игре на гитаре П. С. Агафошина, Г. В. Буреева, А. И. Иванова-Крамского, В. П. Калинина, М. Каркасси, В. Ковба методы развития техники игры на гитаре разработаны, но освещены явно недостаточно. Особенно недостаточно разработана учебно-методическая литература по развитию базовой исполнительской техники у подростков в условиях кружковой работы.
Техника музыканта начинается с освоения приёмов игры, то есть техника – это совокупность (сочетание) приёмов и штрихов, позволяющая исполнителю достичь максимального раскрытия музыкальной формы. Следует отметить, что в вопросах развития техники гитаристы довольно часто руководствуются чисто практическими соображениями, в основном опираясь на опыт, накопленный предшествующими поколениями музыкантов. Гитарная педагогика часто шла по пути технической «дрессировки», механических упражнений, что приводило к нарушению технического и художественного принципа единства. Так, к примеру Э. Пухоль в своей «Школе» писал: «После того, как будут тщательно проработаны этюды этого курса, а также указанные педагогом, учащийся сможет подготовить репертуар из классических и современных произведений…» [7, с. 195].
Большое значение имеет приобщение к игре на гитаре подростков, так как подростковый возраст (от 10 до 15 лет) – это остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции [6, с. 146]; особенно ярко проявляются в этот период всевозможные увлечения и хобби.
Кружок игры на гитаре – это творческий процесс, в котором каждый раскрывает свои способности. Юные гитаристы получают удовольствие от процесса игры и пения. На занятиях обучающие могут освоить игру на шестиструнной гитаре, начав с самых простых аккордов, мелодий и песен постепенно переходя к сложным. В рамках кружка подростки изучают основы музыкальной грамоты, знакомятся с классическими произведениями зарубежных и российских композиторов, народными песнями, творчеством бардов, российской и зарубежной эстрадой.
Преподавание игры на гитаре в кружковой работе принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из чего следует, что процесс преподавания построен совершенно иначе – на уроке обучения игре на музыкальном инструменте все знания и навыки передаются отдельному ученику. Этот индивидуальный характер урока дает возможность учитывать при преподавании способности и личностные качества каждого ученика, а не средний уровень класса.
В процессе занятий подростки проходят 3 уровня развития: «ознакомительный», репродуктивный и эвристический.
Первый уровень («ознакомительный») соответствует первому полугодию первого года обучения. Подросток приходит в творческое объединение для обучения игре на гитаре, провести своё свободное от школы и домашних заданий время. Основная задача педагога – сформировать у подростка мотивацию к занятиям музыкой.
На первом занятии необходимо рассказать учащимся немного об истории гитары, о классификации гитар, об их отличительных особенностях. Далее познакомить со строением гитары, с ее устройством. Рассказать, из каких частей и элементов состоит инструмент, о конструктивных особенностях, а также, на что обратить внимание при выборе гитары, как правильно хранить ее дома. Тут же следует упомянуть и о струнах, ведь от вида струн и их качества зависит чистота и красота звука, а также комфортность во время игры. Объяснить и продемонстрировать как правильно сидеть и держать гитару, показать правильную постановку рук.
Важно также приучить начинающего гитариста слушать себя. Для этого необходимо чаще контролировать его внимание. С этой целью хорошо прибегнуть к приему повторения, попросить его сыграть несколько раз одно и то же произведение или его отрывок, чтобы заметить, когда оно лучше прозвучало. На данном этапе происходит освоение основных видов аккомпанемента – «перебора» и гитарного «боя».
Второй уровень (репродуктивный). После проявления интереса у подростка возникает потребность в дальнейшем развитии. Здесь у подростка возникает желание «играть как педагог». Он потребляет информацию, которая может стать личным знанием, осваивает опыт деятельности. В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе, основные способы извлечения звуков, штрихи и приемы игры.
При извлечении звуков надо овладеть двумя приёмами, так как на них построена вся техника правой руки: апояндо и тирандо. К приемам базовой исполнительской техники игры на гитаре относятся: легато, стаккато, арпеджио, арпеджиато, баррэ, тремоло, флажолеты, вибрато, тамбурин, пиццикато.
Третий уровень (эвристический). Подросток на данном этапе стремится сам увеличить объём потребляемой информации, становится исследователем. На этом уровне учащиеся проявляют большой интерес к разбору новых, более сложных музыкальных произведений, освоению новых приёмов игры, а так же пытаются подбирать на слух мелодии и аккомпанемент. Работа педагога на этом этапе состоит в том, чтобы реализовать интересы подростка, направить их в нужное русло.
Игра на музыкальном инструменте – это один из сложнейших видов человеческой деятельности. Хороших результатов невозможно достичь, если учащийся не владеет техникой игровых движений, т.е. базовой исполнительской техникой, через которые он с помощью музыкального инструмента раскрывает свои мысли и чувства. Игра на гитаре требует определенных технических навыков, а техника гитариста невозможна без специальной многолетней работы.
Список литературы
1. Агафошин, П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре : учеб. пособие / П. С. Агафошин. – М. : Музыка, 2016. – 184 с.
2. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание во внеклассное время / О. А. Апраксина // Методика музыкального воспитания в школе. – М. : Просвещение, 1983. – С. 18–26.
3. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования : учеб. пособие / Л. А. Безбородова. – М. : Наука, 2014. – 240 с.
4. Гитман, А. Ф. Практическая теория начального обучения гитариста / А. Ф. Гитман // Как научить играть на гитаре / Сост. В. А. Кузнецов. – М., 2006. – С. 10-38.
5. Иванов-Крамской, А. И. Школа игры на шестиструнной гитаре : учеб. пособие / А. И. Иванов-Крамской. – Ростов н / Д : Феникс, 2015. – 128 с.
6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебник / В. И. Петрушин. – М. : Юрайт, 2019. – 380 с.
7. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре : учеб. пособие / Э. Пухоль. – М. : Кифара, 2014. – 195 с.

Добавить комментарий