РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА «МУЗЕИ РОССИИ – ШКОЛЬНИКАМ»

УДК: 373.51

ББк: 74.2

 

Алатырцева Татьяна Викторовна

учитель музыки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1228 «Лефортово», г. Москва, Россия, alatyrtsevatv@mail.ru

 

Ключевые слова: общекультурная компетентность, программа, музеи.

Аннотация: В статье рассматриваются возможности программы факультатива «Музеи России – школьникам» в формировании общекультурной компетентности подростков. Представлен модуль музыкальных музеев России.

 

IMPLEMENTATION OF THE OPTIONAL PROGRAM

«MUSEUMS OF RUSSIA — FOR SCHOOLS»

 

ALATYRTSEVA TATIANA VIKTOROVNA

music teacher

School № 1228 «Lefortovo», Moscow, Russia

 

Key words: general cultural competence, program, museums.

Abstract: The article discusses the possibilities of the optional program «Museums of Russia for schoolchildren» in the formation of general cultural competence of adolescents. The module of Russian music museums is presented.

 

Большое значение в формировании общекультурной компетентности подростков могут сыграть музеи, так как они призваны осуществлять передачу культурно-исторического опыта обучающимся через личное соприкосновение с реальностью истории и культуры. В проекте «Культурный норматив школьника» определено, что каждый школьник на протяжении всего обучения должен будет посетить определённое количество музеев и выставок, что будет способствовать формированию общекультурной компетентности.

Цель программы – формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики, обеспечивающая их способность ориентироваться в различных сферах социальной и культурной жизни.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

Обучающие:

— знакомство с культурными артефактами, явлениями, трансляторами культуры;

— приобщение к культуре своего и других народов России;

— расширение умений и навыков постижения культурных артефактов и явлений и использование их в практической духовной, социальной, эстетической деятельности;

— знание лучших образцов искусства: театрального, литературного, музыкального, художественного.

Развивающие:

— развивать желание знакомиться с явлениями культуры и культурными артефактами, приобщаться к культурному наследию родного края, России и мира.

Воспитательные:

— воспитывать желание знакомиться с явлениями культуры и культурными артефактами, приобщаться к культурному наследию родного края, России и мира;

— воспитывать ценностные ориентациии (любви к Родине, уважительного отношения к истории России, родного края, семьи), ценностного отношения к явлениям культуры и культурным артефактам.

Работа на занятиях строится на следующих принципах: принцип воспитывающего обучения; принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; принцип сознательности и творческой активности обучаемых; принцип наглядности; принцип доступности.

Программа реализуется как самостоятельный предмет, разработанный для обучающихся 6-7 классов. Состоит из комплекса заданий игрового и интерактивного типов. Специфика программы заключается в погружение обучающихся в историю и культуру страны, что способствует также и формированию общей культуры; к общению и взаимодействию. Общая трудоемкость учебного предмета «Музеи России — школьникам» составляет 72 часа. Из них: 36 часов – аудиторные занятия, 36 часов – вне аудиторные (экскурсии). Разработана с учетом общеобразовательных программ школы по следующим предметам: литература, музыка, искусство, история. Реализация содержания данной программы в общеобразовательной школе может происходит в рамках факультатива, направленной на формирование общей культуры подростков, с использованием комплекса заданий: ролевые игры, интерактивные и игровые задания, проблемно-диалоговые ситуации, проектные задания на основе информационных технологий. Она включает в себя 4 модуля: «Музыкальные музеи», «Литературные музеи», «Театральные музеи», «Художественные музеи». Все темы между собой взаимосвязаны. Модули направленны на формирование общекультурной компетентности у подростков, на проявление интереса к культуре своей страны.

В данной статье остановимся на модуле, который посвящен музыкальным музеям России. Он знакомит подростков с жизнью и творчеством композиторов и музыкантов-исполнителей. Данный модуль направлен на формирование у подростков ценностного отношения к прекрасному, желанию приобщаться к культурному наследию.

Урок 1, 2. Российский национальный музей музыки.
Содержание. Знакомство с сайтом музея. О музейном объединении. Выставки. Виртуальные выставки. Отделы объединений.
Практические задания:
– виртуальный тур по музею музыки;

– знакомство с редкими музыкальными инструментами;

Формы и методы. Посещение одного из мероприятий музея (экскурсия);
Музыкальные инструменты (мозговой шторм). Опиши музыкальный инструмент (прием «свеча»). Угадай мелодию (викторина).
Урок 3, 4. Музей-заповедник П. И. Чайковского.
Содержание. Концерты. События. Образовательные программы. Выставки. Жизнь и творчество П. И. Чайковского. Чайковский и мир.
Практические задания:
– подготовить проект «П. И. Чайковский»;

– прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского.

Формы и методы. Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского (слушание); Угадай мелодию (викторина); Презентация проекта «П. И. Чайковский».
Урок 5, 6. Музей С. С. Прокофьева.
Содержание. Выставки. Концерты. Образовательные программы. События. Творчество С. С. Прокофьева.
Практическое задание:
– прослушай балет «Золушка» С. С. Прокофьева;
Формы и методы. Сергей Прокофьев – композитор, определивший время (экскурсия); «Петя и волк» (театрализованный спектакль); «Золушка» С. С. Прокофьева (займи позицию).
Урок 7, 8. Мемориальный музей А. Н. Скрябина.
Содержание. Серебряный век. А. Н. Скрябин и его музей. Жизнь и творчество А. Н. Скрябина. Светомузыка.
Практические задания:
– нарисовать музыку А. Н. Скрябина;
– послушать музыкальные произведения А. Н. Скрябина.
Формы и методы. Видеофильм «Прометей» (просмотр фильма); Творчество А. Н. Скрябина (квест); Цвет и музыка А. Н. Скрябина (выставка рисунков).
Урок 9, 10. Мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина.
Содержание. Дом-музей Ф. И. Шаляпина. Выставки. Концерты.
Образовательные программы. События. Творчество Ф. И. Шаляпина. Музыкальные образы Ф. И. Шаляпина.
Практические задания:
– прослушать оперные партии Ф. И. Шаляпина из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского;
– описать словами образ Бориса Годунова;

Формы и методы. Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (диалог); Опера дарит нам… (незаконченное предложение). «Царь-бас» (игра).
Урок 11, 12. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера.
Содержание. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера. А. Б. Гольденвейзера: пианист, композитор, профессор, ректор Московской консерватории. Дружба А. Б. Гольденвейзера с Л. Н. Толстовым.
Практические задания:
– подготовить реферат о жизни и творчестве А. Б. Гольденвейзера;

Формы и методы. Фортепианные произведения А. Б. Гольденвейзера (слушание); Жизнь и творчество А. Б. Гольденвейзера (защита рефератов); Посещение квартиры-музея А. Б. Гольденвейзера (экскурсия).
Урок 13, 14. Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Содержание. Великий пианист С. Рихтер. Жизнь и творчество С. Рихтера. Рихтер – художник.
Практические задания:
– подготовить доклады о творчестве С. Рихтера;

– послушать произведения в исполнении С. Рихтера.

Формы и методы. Мемориальная квартира Святослава Рихтера (экскурсия); Рихтер – художник (беседа, слушание произведений в исполнении С. Рихтера); Жизнь и творчество С. Рихтера (доклады).
Урок 15, 16. Музей Н. А. Римского-Корсакова.
Содержание. Знакомство с музеем. Выставки. Тематические экскурсии-лекции. «Цвет и звук», «Оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова».
Практические задания:
– виртуальная экскурсия в музей;

– прослушивание музыкальных произведений;

Формы и методы. «Музыкальный тайник» (квест); Музыкальный салон (викторина).
Урок 17,18. Музей русской гармоники А. Мирека.
Содержание. А. М. Мирек: заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор. Коллекция музыкальных инструментов. Экскурсии.
Практические задания:
– подготовить сообщения о музыкальных инструментах (баян, аккордеон, гармонь);
– написать сочинение «Русская народная музыка для меня. Как я ее понимаю».
Формы и методы. «Играй, гармонь» (слушание); Русская народная музыка (викторина).
Таким образом, формирование общекультурной компетентности обучающихся 6-7 классов общеобразовательной школы средствами музейной педагогики и в том числе музыкальными музеями, способствует активному повышению культуры, общению, взаимодействию, сотрудничеству, а также успешной социализации в социуме.

Добавить комментарий