МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

УДК 373.3(045)

ББК 74.200

 

ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru

 

АВЕРКИНА МАРИЯ ИВАНОВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, marianikitina92@mail.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: игра, мультимедиа, познавательный интерес, младшие школьники, урок музыки.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются мультимедийные игры как средство формирования познавательного интереса на уроках музыки. Авторы выделяют отличительные свойства мультимедийных игр и преимущество их использования на уроках музыки в начальной школе.

MULTIMEDIA GAMES AS MEANS OF FORMATION OF COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS AT MUSIC LESSONS

 

PARSHINA LARISA

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, l.g.parshina@yandex.ru

 

AVERKINA MARIA

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia marianikitina92@mail.ru

 

 

KEYWORDS: game, multimedia, cognitive interest, younger school students, music lesson.

ABSTRACT: In article multimedia games as means of formation of cognitive interest at music lessons are considered. Authors mark out distinctive properties of multimedia games and advantage of their use at music lessons at elementary school.

 

Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема занимает одно из центральных мест в исследованиях по педагогике и пихологии, а его формирование у младших школьников является тем основанием, на котором строится процесс обучения в школе. Важность познавательного интереса школьников на уроках музыки не вызывает никаких сомнений, но вопрос о том, как достичь положительного результата в его формировании и развитии, является открытым в условиях быстроменяющегося общественного развития.

Одним из эффективных средств формирования познавательного интереса на уроках музыки в условиях информатизации образования, масштабного распространения и увлечения молодого поколения компьютерами, гаджетами, мобильными приложениями, может стать использование потенциала мультимедийных игр.

Игра – одна из распространенных сфер деятельности младшего школьника. Дидактические свойства игры имеют неисчерпаемые возможности в процессе обучения, что отмечают многие педагоги, психологи (Б. Г. Ананьев, О. С. Газман, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин и др.).

Мультимедийные игры – это «среда обитания» детей XXI века. Именно мультимедийные игры способны заинтересовать, заинтриговать младшего школьника и привлечь его внимание.

Почти у каждого современного школьника есть гаджет (смартфон, планшет и другие устройства, подключаемые к компьютеру), на котором установлены мультимедийные игры. Ребенок большую часть своего времени проводит в игровой деятельности, зачастую развлекательного характера. В связи с данной особенностью современного школьника, появляется необходимость использования потенциала мультимедийных игр из средства для развлечения в средство для получения и закрепления музыкальных знаний, развития музыкального интереса, мышления, памяти.

Мультимедийные игры – это игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной интерактивным компьютерным устройством [5]. Мультимедийные игры представляют собой сложный мультимедийный продукт, состоящий из множества самостоятельных объектов основным отличительным свойством которого является признак интерактивности, то есть «взаимодействия».

Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы взаимодействовать с субъектом, разнообразно реагировать на действия пользователя посредством интерактивных компьютерных устройств, таких, как компьютер, игровая приставка, смартфон, планшет и пр.

Другим отличительным свойством мультимедийных игр, является виртуальность. В словарях термин «виртуальный» определяется как условный, кажущийся, не существующий в действительности и не имеющий физического воплощения. В то же время виртуальный рассматривается как то, что возможно когда-то было или будет реальностью, а также то, что кажется реальностью или похоже на реальность. Под виртуальностью понимают и то, что подменяет, заменяет собой реальность, так называемая искусственная реальность. Применительно к мультимедийным играм виртуальность можно определить как вымышленный, искусственный характер предметов, объектов и персонажей игры.

Таким образом, мультимедийные игры – разновидность игр, которым присущи интерактивный характер (форма) и виртуальное содержание. Еще одно важное свойство мультимедийных игр – взаимодействие одновременно множества информационных сред: визуальной, текстовой, звуковой, графической, анимационной и т. д. Звуковая среда мультимедийных игр в совокупности с другими на уроках музыки открывает различные преимущества: прослушивание и угадывание мелодий, знакомство с музыкальными произведениями, складывание мелодий из звуковых пазлов, сочинение. Одновременно звуковая среда может сопровождаться текстовой и изобразительной информации, что позволяет глубже и осознанней усваивать предлагаемый материал.

Анализ научной и методической литературы показал, что вопрос использования мультимедийных игр на уроках музыки с целью формирования познавательного интереса учеными недостаточно проработан. Одной из основных причин данного факта является недостаточно разработанная общая теоретическая база и отсутствие методических разработок посвященных возможностям использования мультимедийных игр в обучении школьников музыки [3]. На данный момент можно отметить лишь исследователей, которые осветили вопросы по использованию мультимедийных и компьютерных технологий в музыкальном искусстве и образовании с разных точек зрения:

–     формирование и развитие электронного музыкального творчества (И. Р. Айдарова, И. Б. Горбунова и др.);

–     использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (А. О. Бороздин, А. П. Дочкина, Т. А. Затямина, Е. Ю. Ключкова, Н. Г. Колесникова, К. А. Кочкаева, В. В. Медушевский, А. М. Муратова, И. Б. Правоторова, О. Тарачева и др.);

–     вопросы, связанные с рассмотрением истории создания электронных музыкальных инструментов (И. Б. Горбунова, И. М. Красильников, С. В. Пучков и др.);

–     сохранность здоровья и устранение психических проблем при использовании компьютерных технологий в музыкальном образовании (В. В. Мазепус и др.);

–     общие вопросы использования музыкально-компьютерных технологий (И. Б. Горбунова, Э. В. Зауторова, И. Г. Захарова и др.).

Достаточно распространенной ошибкой является восприятие мультимедийных игр как развлекательного момента урока, позволяющего уменьшить напряженность, активизировать внимание учащихся после утомительной работы. В игровой форме, используя компьютерные возможности и информацию разных видов, можно привносить новый материал, осуществлять его закрепление, проверку, выявлять пробелы в восприятии материала. При использовании мультимедийных игр на уроках музыки должна быть четко поставлена дидактическая цель, приводящая к определенному результату [1; 2].

Мультимедийные игры как и любые и игры содержат структуру, основными компонентами которой являются:

−     игровой замысел;

−     правила;

−     игровые действия;

−     познавательное содержание или дидактическая задача;

−     оборудование;

−     результат игры [5].

Игровой замысел отражается в дидактической задаче, которая ставится в процессе игровой деятельности в виде вопроса и требует решения. Таким образом, игровой замысел проектирует ход игры, что придает мультимедийным играм познавательный характер, а к их участникам предъявляет определенные требования в отношении знаний.

В мультимедийных играх существуют правила, которые регламентируют поведение игроков в процессе игровой деятельности и определяют порядок их действий. В целом это способствует созданию на уроках рабочей обстановки. Правила мультимедийных игр необходимо  разрабатывать с учетом целей уроков, используемых ресурсных возможностей мультимедиа и индивидуальных особенностей учащихся. Это те условия, которые необходимо создать для возможности проявления у каждого школьника самостоятельности, чувства удовлетворенности, мыслительной активности и успеха.

Игровые действия регламентируются правилами мультимедийных игр. Вместе с тем, игровые действия способствуют повышению познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, проверить уровень знаний, умений и навыков, а также применить компьютерные средства для достижения поставленных целей [5].

Основой мультимедийных игр являются познавательное содержание или игровые задачи. Познавательное содержание заключается в усвоении играющими тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи, поставленной играми.

Мультимедийные игры, представленные образовательными онлайн-ресурсами и компаниями, специализирующимися на продаже компьютерных программ, обладают следующими особенностями:

−     красочность, динамичность, известная сюжетная линия, основанная на сказках, мультфильмах, сюжетах известных писателей, оперных либретто;

−     мультимедийные материалы в различных комбинированных формах представления (текст, видео, графика, анимация и т.п.)

– контролирующие материалы (тесты с закрытой и открытой формой ответов, сравнение и выбор правильного ответа, установление взаимосвязи, соотношений и т.п.) с представлением результатов контроля знаний, которые фиксируются, отражаются и учитываются в процессе игровой деятельности;

−     иерархическая структура, включающая несколько уровней, зависимых между собой;

−     новый информационный элемент, расширяющий кругозор; дополнительные знания для стимулирования дальнейшего прохождения игры и перехода на новый уровень и др.

Для использования мультимедийных игр в учебном процессе  необходимы такие технические средства как мультимедийный проектор или интерактивная доска, компьютер, а к ним всевозможные музыкально-игровые программы. Данные средства позволят обогатить уроки музыки яркой и интересной информацией по музыкальному искусству, представить музыкальный материал сопроводив его текстом или изображением, что позволит школьникам усвоить изучаемый материал более глубоко [2; 4].

На данный момент на рынке мультимедийной продукции содержится значительное количество мультимедийных игр, которые можно использовать с детьми младшего школьного возраста на уроках музыки. Появляется все больше образовательных проектов, позволяющих в игровой форме знакомить детей с шедеврами мировой классики. К числу таких проектов можно отнести серию детских программ «Играем с музыкой», среди которой «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Времена Года» и др. Данная продукция содержит игры со сказочными приключениями, викторинами, энциклопедической информацией и классическим музыкальным материалом.

Так, развивающая игра «Волшебная флейта» не только знакомит с оперой В. А. Моцарта, но и с помощью загадок, викторин позволяет запоминать музыкальные инструменты, представляя зрительную и слуховую информацию о них, что способствует развитию познавательного интереса, музыкального мышления, слуха и памяти.

Таким образом, теоретический обзор литературы показал, что исследований и методических разработок по использованию мультимедийных игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках музыки недостаточно. Вопрос формирования познавательного интереса на уроках музыки с помощью мультимедийных игр не исследуется в полном объеме. Вместе с тем потенциал мультимедийных игр позволяет пробудить интерес, любопытство школьников к новым познаниям в области музыкального искусства. Именно возраст младшего школьника является благоприятным периодом для интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Современные дети – это дети информационного века. Для их обучения нужны новые современные подходы. Мультимедийные игры являются одним из интересных и увлекательных средств обучения младших школьников на уроках музыки, потенциал которых можно направить на формирование познавательного интереса.

 

Список использованных источников

 

  1. Паршина, Л. Г. Использование мультимедийных игровых программ в музыкальном образовании младших школьников / Л. Г. Паршина // I Яушевские чтения : материалы республ. науч.-практ. конф., 13 апр. 2006 г., Саранск / редкол.: Н. И. Воронина (отв. ред.). – Саранск : Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2007. – С. 114–115.
  2. Паршина, Л. Г. Мультимедиа как средство организации игрового пространства начальной школы в контексте этнокультурного подхода / Л. Г. Паршина // Преемственность в системе «Детский сад – семья – начальная школа»: аспект этнокультурного образования дошкольников: сб. науч. трудов под ред. О. И. Максимкиной / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005. – С. 57–59.
  3. Полозов, С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С. П. Полозов. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 208 с.
  4. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: музыкально-компьютерные технологии на уроках информатики и музыки в общеобразовательной школе : учеб. пособие / К. Ю. Плотников. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена,  – 116 с.
  5. Савченко, Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем, среднем образовании [Электронный ресурс] / Н.А. Савченко // Социально-гуманитарное и политологическое образование: педагогические инициативы : интернет-технологии и ресурсы в обучении школьников. – Режим доступа : http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html (дата обращения: 08.01.2017).

Добавить комментарий