АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

УДК 372.878 (045)

ББК 74.268.53

Коряченко Дария Леонидовна

студентка 3 курса (группа ПЗМ-117) факультета педагогического и художественного образования

Чинякова Надежда Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования и методики преподавания музыки

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Аннотация: В статье освещается проблема необходимости освоения обучающимися в музыкально-образовательном процессе разных видов учебной музыкальной деятельности, включая их варианты, реализуемые публично, поскольку они оптимизируют обучение и развивают актуальные для современного человека качества. Предлагаются примеры работы в данном направлении с ориентацией на учебно-концертные формы организации обучения и с учетом особенностей младших школьников.

Ключевые слова: музыкально-образовательный процесс, учебная музыкальная деятельность, публичная музыкальная деятельность и условия ее освоения.

 

Koryachenko Dariya Leonidovna

3rd year student (group PZM-117) of the faculty of pedagogical and art education

Chinyakova Nadezhda Ivanovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor

music education and methods of teaching music

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

ASPECTS OF MASTERING PUBLIC TYPES OF MUSICAL ACTIVITIES BY LEARNERS

 

Аbstract: The article highlights the problem of the need for students to master different types of educational musical activities in the musical and educational process, including their variants that are implemented in public, since they optimize learning and develop relevant qualities for modern people. Examples of work in this direction with a focus on educational and concert forms of organization of training and taking into account the characteristics of younger students are offered.

Кey words: musical and educational process, educational musical activity, public musical activity and conditions for its development.

 

Музыка как вид искусства способна выполнять свои функции только при социализации произведений. Следовательно, существование музыки требует непосредственных и опосредованных действий и взаимодействий разных социально-ролевых групп, что подразумевает публичный характер этих коммуникаций. Именно поэтому достижение целей в музыкально-образовательном процессе обеспечивается в первую очередь учебно-музыкальной деятельностью, отражающей проявления «асафьевской триады» как основных фигурантов социализации искусства музыки (композитора, исполнителя и слушателя). Наиболее полно и комплексно данные виды ролевого музыкального функционирования, в сочетании с музыкально-теоретической, музыкально-исторической, музыкально-ориентированной полихудожественной и музыкально-опосредованной деятельностью, могут быть представлены в ходе реализации учебных публичных и концертных видов общения с музыкой.

Учитывая большие педагогические возможности указанной деятельности и устойчивое сохранение в ней высокого уровня данного потенциала на протяжении всех звеньев процесса непрерывного музыкального образования, требование обеспечения реализации таковых действий закономерно является нормативно закрепленным. Для решения поставленных задач необходима способность педагога к планированию, подготовке и осуществлению данной учебной музыкальной деятельности обучающимися, на что ориентировано музыкально-педагогическое образование. Не случайно для студента-музыканта педагогического вуза публичное исполнительство и слушание музыки, включая и их учебно-концертные варианты, создают условия и являются средством становления специалиста, а также выступают предметом изучения, актуального в дальнейшей профессиональной практике. В качестве пояснения уточним, что учебный концерт – это концерт, реализуемый в условиях образовательного процесса, чем в нем «усиливается действие педагогической функции», а наименование подчеркивает «обучающую целевую доминанту данной категории» [3, с. 178].

Эффективность применения различных видов публичного общения с музыкой в образовательной области любого уровня доказана историей, что объясняется традициями организации публичной деятельности, придающей обучению эмоциональность и стимулирующую творческое самовыражение и активность. К числу такой деятельности относится ее учебно-концертный вид, который помимо публичности обусловлен репертуарной организацией озвучиваемой музыки, традициями организации условий общения с музыкой,  правилами поведения деятельности ролевых участников и т. д. Учебный концерт позволяет дифференцировать учебные задачи между публично функционирующими ролевыми участниками, реализуя индивидуально-личностный подход; развивать их способности педагогически актуально взаимодействовать и общаться посредством музыкальных произведений, целенаправленно обобщенных в репертуарную программу, что обуславливает образно-психологическое воздействие каждого из этих сочинений. Однако перечисленные характеристики находят отражение и в публичных видах музыкальной деятельности, что позволяет через их применение подготовить учащихся к участию в учебных концертах в ходе обучения и в концертах вне данного процесса.

Указанный подход позволяет осуществлять важные направления развития обучающихся, не ограничиваясь рамками учебных концертов, организация которых обычно трудоемка и продолжительна. Положительным примером тому могут служить уроки музыки, занятия хоров, оркестров и ансамблей в системе общего и дополнительного образования, внеклассные воспитательные мероприятия, включающие музыкальное исполнительство учащихся. В ходе их реализации обучающиеся могут не только выполнять различные роли публичного общения с музыкальным искусством, но и менять (чередовать) их. Так, в указанных формах организации обучения некая часть учеников, спев перед остальным коллективом учащихся песню, может стать далее слушателем других исполнителей или повторить действия по социализации музыки, не регламентируя их вид (певческие, инструментально-исполнительские, вокально-инструментальные, дирижерско-пластические) и количественный состав (сольные, ансамблевые, коллективные). Следует отметить, что, подчиняясь задачам процесса обучения и учитывая индивидуальные особенности учащихся, их действия и взаимодействия могут привлекать разные категории людей (учеников разных классов, родителей, учителей, музыкантов-профессионалов и т. д.). Создаваемые таким образом условия для совместного функционирования учащихся, имеют огромный творческий потенциал, позволяющий превратить учебную работу в сотворчество всех субъектов учебно-воспитательного музыкального общения. Результатом таких преобразований является повышение эффективности процесса и рост интереса к предмету изучения у воспитуемых. При этом в поле зрения преподавателя могут и должны попадать все направления ролевого развития обучающихся, поскольку до настоящего времени остаются приоритетными разработки в обрасти музыкального исполнительства. Однако, как отмечается в посвященных данной проблематике работах, этих исследований «крайне мало» [2, с. 3] и даже акт публичного выступления исполнителя только начинает рассматриваться как процесс «взаимодействия преднамеренного и непреднамеренного начал» [1, с. 5].

Ориентируясь на освоение различных видов музыкальной деятельности, реализация которой предполагает публичное воплощение, учащиеся с большей ответственностью и активностью подходят к данному процессу. Это особенно важно учитывать в работе с младшими школьниками, которые более раскрепощены, легче преодолевают стеснение. Включая игровые элементы в обучение, дети с увлечением переходят публичному выполнению необходимых действий и не испытывают дискомфорта в ходе взросления. В таком случае создаются условия, когда приобретение умения публично совершать не только репродуктивную деятельность, но и творить, что при общении с музыкой позволяет поднять ее на уровень искусства. Но это востребовано во многих сферах деятельности современного человека и, следовательно, его надо развивать у подрастающего поколения.

Список использованных источников

  1. Бескровная, Г. Н. Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бескровная Галина Николаевна. – Саратов, 2010. – 160 с.
  2. Никитина, Л. В. Герменевтические контексты фортепианного исполнительского тврчества: атореф. дис. … канд. философ. наук: 24.00.01 / Никитина Лариса Вячеславовна. – Казань, 2010. – 26 с.
  3. Чинякова, Н. И. Системный подход к классификации учебного концерта / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – №7. – С. 177-180.

Добавить комментарий