Развитие эмоциональной сферы школьников средствами музыкального искусства

ББК 85.31р
УДК 37:78(045)
Р 617

РОДЬКОВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

магистрант

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, madam.rodckova@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются возможности музыкального искусства в контексте развития эмоциональной сферы школьников в условиях современного урока музыки.

Ключевые слова: музыкальное искусство, эмоциональная сфера, эмоциональный резонанс, школьники.

 The development of the emotional sphere of schoolchildren by means

music art

 RODKOVA JULIA ANATOLIEVNA

undergraduate

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Аbstract: The article discusses the possibilities of musical art in the context of the development of the emotional sphere of schoolchildren in the context of a modern music lesson.

Кey words: musical art, emotional sphere, emotional resonance, schoolchildren.

Как известно, общение с музыкальным искусством активизирует сферу чувств человека, привлекая его к достижениям духовной культуры. Именно музыка, которую выделяет из всех видов искусств эмоциональность, отсутствие какой-либо предметной конкретности и предметного изображение, больше требует от слушателя чувствительности, фантазии, наблюдательности, сопереживание музыкальному образу, одновременно формируя в нем эти качества. В музыке как в определенном проявлении человеческого бытия непосредственно и убедительно воплощаются различные чувственные состояния человека. Поэтому общение с ней значительно обогащает смыслотворящие ресурсы личности, расширяет те структуры личностного бытия, которые могут стать опорой для внутреннего воплощение творческой активности, открытости, гармоничности.

         Многие классики педагогики и искусствоведения писали о значимости влияния музыки на воспитание общечеловеческих ценностей. Важность музыкального искусства не только для профессионально направленной, а для рядового личности отмечали С. Каргапольцев, М. Коган, В. Сухомлинский, Т. Сологуб, Е. Помиткин и т.д.

Эмоциональное развитие как важную составляющую общего психического развития личности исследовали специалисты-психологи Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др. А. Запорожец, П. Анохин, К. Изард, А. Никольская уделяли внимание исследованию эмоций в качестве регуляторов поведения. Все они отдали эмоциональной сфере преобладающую роль в мотивационной составляющей личности.

Достаточно широко разработана сфера влияния музыкального искусства на формирование личности ребенка (работы П. Буцаева, Е. Долинской, И. Логиновой, П. Юсова, Ч. Дизренса, Н. Черкас, Ф. Блума).

Итак, вопрос развития эмоциональной сферы школьников средствами музыкального искусства требует дальнейшего исследования.

Эмоциональная составляющая личности определяет успешность реализации человеком полученного в школьном возрасте опыта. Исследование влияния музыки на эмоциональную сферу школьников обусловлен реалиями времени, так как позволяет не только оценить характер этого влияния, но и предотвратить возможные нежелательные последствия. Следовательно, возникает двусторонняя связь между развитием эмоциональной сферы и уровнем музыкальной культуры личности: с одной стороны, развитая эмоциональная сфера является определяющим фактором в восприятии и познании мира музыки, а с другой стороны, музыкальное искусство создает непосредственное влияние на формирование духовной культуры личности, в частности, эмоциональной составляющей.

Выделим несколько аспектов способов воспитания культуры чувств школьников, используя как можно глубже мощный потенциал музыкального искусства:

  1. Обучение школьников умению идентификации и вербализации эмоций. Благодаря влиянию музыкального искусства на внутренний мир происходит распознавание учащимися собственных эмоций и перевода их в вербальную сферу. Поскольку музыка является наиболее эмоционально окрашенным видом искусства, можно сделать вывод, что уроки музыкального искусства несут мощную эмоциональную нагрузки в школьном образовании.
  2. Формирование музыкальных вкусов современных школьников через сближение их эмоциональной сферы с «эмоциональным пространством» мирового музыкального искусства.

Музыка является основным фоном жизни учащихся, она сопровождает его во многих сферах жизни, можно сказать, что в некоторых случаях заменяет или идет рядом с общением. Поэтому очень важное качество этого «фона». Речь идет о формировании музыкальных вкусов, приобщение пучащихся к лучшим образцам музыкальных сокровищниц человечества.

  1. Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений через многоканальный спектр воздействия музыкального искусства. Иногда музыка является единственной возможностью «пробиться» к эмоциональной сфере учащихся. Возможно и профилактическое применение средств музыкальной педагогики.

Конечно, в условиях школьного обучения глубокое овладение музыкальными навыками невозможно, хотя бы из-за ограниченности временной нагрузки, однако, такие огромные возможности будут положительно влиять на воспитание школьников, хотя и немного в меньшей степени, в условиях правильной организации этого процесса. Для этого следует разработать «специальные методы и приемы воздействия на эмоциональную сферу, которые особенно эффективны на уроках музыкального искусства» [1, с. 71].

Как справедливо подчеркивает С.Г. Кочергина, «целенаправленное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у учащихся младших классов приводит к существенным позитивным сдвигам в общем эмоциональном развитии школьников, включающем способность к переживанию эмоций, эмоциональный словарь, понимание эмоций людей и целостных эмоциональных ситуаций, рефлексию эмоций, а также к развитию познавательной активности, креативности и межличностных отношений учащихся. Положительные сдвиги носят устойчивый характер» [2, с. 7].

Е. В. Тихонова отмечает, что «эмоциональная отзывчивость на музыку исследуется как личностное качество, включающее эмоциональные (яркость эмоциональных переживаний, их интенсивность, дифференциация) и когнитивные составляющие (вербальная рефлексия, нестандартность ответов, сюжетно-динамическое развитие музыкальных образов); как компонент общего развития младших школьников в единстве с индивидуально-психологическими особенностями, интеллектуальными и специальными музыкальными способностями» [3, с. 62].

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

В проблеме развития эмоциональной сферы школьников средствами музыкального воспитания можно выделить несколько аспектов: идентификация и вербализация эмоций, эмоциональная «гигиена» школьников; воспитание эстетических вкусов; профилактика и коррекция эмоциональных нарушений; использование положительных проявлений  эмоционального резонанса.

Музыкальное искусство, взятое во всем разнообразии видов и жанров, может стать началом изменения принципов творческого взаимодействия учителя и учащихся, что будет способствовать развитию эмоциональной сферы. Музыкальное произведение входит в сознание школьников как познание мира и самого себя, что невозможно без эмоциональной восприимчивости и отзывчивости. Эмоциональный резонанс на уроках музыкального искусства начинается в тот момент, когда нечто единое становится объектом общих интересов, желаний, стремлений, ими могут стать новые музыкальные открытия, тайна композиторского замысла, исполнительская интерпретация, эмоциональность слушательских впечатлений.

 

Список использованных источников

 

  1. Кирнарская Д. К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М. : Таланты–XXI век, 2004. – 496 с.
  2. Кочергина С.Г. Эмоциональная отзывчивость на музыку как компонент общего развития младших школьников: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / Кочергина Светлана Григорьевна; Московский городской психолого-педагогический университет. – М., 2015. – 26 с.
  3. Тихонова Е.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в детской школе искусств / Е.В. Тихонова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №2. – С. 60-64.

Добавить комментарий