ЧУВСТВО РИТМА КАК АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КИРЕЕВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

научный руководитель, доцент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются особенности чувства ритма как неотъемлемой части музыкального воспитания.

Ключевые слова: ритм, музыкальное воспитание,  метроритм,  музыкально-ритмическое чувство.

KIREEV ANDREY KONSTANTINOVICH

student, faculty of pedagogical and art education,

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

SENSE OF RHYTHM AS AN ASPECT OF MUSICAL EDUCATION

Abstract: the article discusses the features of the sense of rhythm as an integral part of musical education.

Keywords: rhythm, musical education, metrorhythm, musical-rhythmic feeling.

Музыка играет огромную роль в развитии творческой деятельности детей. Она, как и любое другое искусство, способна влиять на всестороннее развитие ребенка, стимулировать нравственные и эстетические переживания, приводить к преобразованию окружающей среды, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром и изобразительным искусством она выполняет важную социальную функцию. Но постоянно ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация приводят к активному развитию рационального и логического мышления в ущерб формированию музыкального образования.

Воспитание и развитие чувства ритма – серьёзная и ответственная задача в работе с детьми. Ритм — это один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важных для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки наряду с развитием гармонии, мелодии и всех других элементов происходило также развитие ритмической стороны, что иногда приводило к резкому разрыву устоявшихся, традиционных средств ритма, к изменению «ритмического мышления» [8, с.246]

Развитие чувства ритма будет эффективным условием формирования музыкальной культуры учащихся в процессе реализации ее возможностей, к которым относятся: развитие памяти, мышления, активности, наблюдательности, целеустремленности, логики, интуиции; создание условий для переживания личностного благополучия;  развитие учащихся в единстве внутреннего опыта и внешнего выражения. ]

Роль ритма различна в разных национальных культурах, в разные периоды и отдельные стили многовековой истории музыки. Иногда ритм выступает на первый план, как в культурах Африки и Латинской Америки, в то время как в других случаях его непосредственная выразительность поглощается выразительностью чистого мелоса, как в некоторых видах русской протяжной песни. Но при любых условиях музыка, которая разворачивается во времени, имеет некоторую форму ритмической организации.

Б. М. Теплов говорит: «Ритм как всеобъемлющее понятие характеризуется, по-видимому, только одним весьма неопределенным признаком: временным или пространственным порядком предметов, явлений и процессов». Исходя из такого малосодержательного понятия, вряд ли можно прийти к психологическому анализу ритмического чувства [10, с. 334].

Чаще всего понятие ритма связывают с особенностями чередования явлений во времени, но говорят и о «пространственном ритме». Ритм, как всеобъемлющее понятие, характеризуется, по-видимому, только одним весьма неопределенным признаком: временным или пространственным порядком объектов, явлений и процессов. Основываясь на таком малоосмысленном понятии, вряд ли можно прийти к психологическому анализу ритмического чувства.

Музыкально-ритмическое чувство — способность активно (моторно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки полностью непосредственно сопровождается определенными двигательными реакциями, которые более или менее точно передают ритм музыки. Она лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать музыку и, как следствие, тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Если человек обладает музыкально-ритмическим чувством, то для него музыкально-ритмическая задача всегда будет легче, чем сложная задача внемузыкального ритма.

Музыка — это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Неотъемлемой частью музыкального образования является ритм и звук. Музыка-это звук, но он не будет приятным для наших ушей, если нет ритма. Ритм — одно из условий его развития. Ритм регулирует длительность (длительность звука), темп (звучание звука), акцент (это усиление) и т. д. Это все, что нужно для создания мелодии, а значит, музыка развивается по законам ритма [1, с. 405].

Музыка и движение — это такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, темпоральное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение и действие-это, по существу, характеристики одного и того же. Вот уже более десятка лет учителя используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального образования движению отводилось особое место, так как музыканты признавали в нем возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для полноценного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он не сможет воспринимать музыку, то есть будет страдать от «музыкального воспитания».

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки / Э.Б. Абдуллин. – М.: Мирос, 1992. – С.405.
  2. Арчажникова, Л. Г. Методика музыкального воспитания / Л.Г. Арчажникова. – М.: МГЗПИ, 1990. – С.309.
  3. Булич, С. К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников / С.К. Булич. – М.: Либроком, 2011. – 506 с.
  4. Ветлугина, Н. А. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина – М. : Просвещение, 1986. – 325 с.
  5. Коффка, К. Основы психического развития / К. Коффка. – М. : Академический проект, 2017. – С.356.
  6. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Яр.: Академия развития, 2007. – С.240.
  7. Осенева, М. С.Методика музыкального воспитания младших школьников / М. С. Осенева, Л. А. Безбородова. – Москва: Кремень, 2001. – 246 с.
  8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. – С.334.
  9. Школяр Л. В. Принципы отбора содержания и методов работы на уроках музыки. Искусство музыки 1-3 кл. Программа для средних школ / Л.В. Школяр. – М. : Просвещение, 1995. – С.125.

Добавить комментарий