МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

УДК 78

ББК 85.31р

ЯКОВЛЕВА ЗЛАТА ВЯЧЕСЛАВОВНА

студентка

Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, zlata-yakovleva@mail.ru

Ключевые слова: вкус, музыкальный вкус.

Аннотация: В статье рассматриваются сущность и содержание понятия «музыкальный вкус» в контексте содержания деятельности современного учителя музыки в учреждениях различных типов и видов.

 

ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM

AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

OF FUTURE TEACHERS

 

YAKOVLEVA ZLATA VYACHESLAVOVNA

student

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 Кey words: taste, music taste.

Аbstract: » The article examines the essence and content of the concept of «music taste» in the context of the content of the modern music teacher’s activities in institutions of various types and types.

 

Формирование музыкального вкуса является одной из важных проблем, которая входит в содержании деятельности современного учителя музыки. Данной проблеме посвящены работы многих исследователей в области философии, психологии. Также для современного учителя музыки сегодня остро стоит вопрос, касающийся поиска средств формирования музыкального вкуса и музыкальной культуры личности в целом.

В контексте этой проблемы интересно мнение Н. И. Киященко, который полагает, что «вкус является составляющим компонентом генерализованной эстетической способности, включающей эстетическое чувство, взгляды, эстетическое переживание и наслаждение» [4, с.50].

Более развернутое психологическое обоснование понятия вкуса раскрыто в трудах известного отечественного психолога Б. М. Теплова, который рассматривает исследуемый вопрос через аспекты художественного образования личности. В своей статье Б. М. Теплов отмечает, что «восприятие «красоты» включает в себя оценочный момент. В этом одно из важных отличий «прекрасного» от просто «приятного», «нравящегося», «доставляющего удовольствие» [6, с. 96]. Психолог указывает на оценочный признак вкуса, подчеркнув при этом, что «вкус является неотъемлемым элементом не только художественного восприятия, но и художественного творчества».

Проблемой формирования музыкального вкуса в педагогике музыкального образования занимались О. А. Апраксина, В. Н. Щацкая,
Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Л. И. Разуткина, Р. И. Удалова и др. [1, 2, 3, 5, 7].

В. Н. Шацкая характеризует музыкальный вкус как «определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т. е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения» [8, с. 29].

Н. Л. Гродзенская указывает, что «развитие музыкального вкуса напрямую связано с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства» [2, с. 7].  Также Надежда Львовна указывает «значимость активного самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности: в пении, игре на музыкальном инструменте, в хореографических зарисовках» [2,  с. 7].

В своих работах О. А. Апраксина указывает на то, что: «музыкальный вкус предполагает наличие восприятия какого-либо явления, «факта» (в том числе музыкального), его оценку, проявление отношения к нему. В тех случаях, когда оценка, предпочтение отдается подлинно прекрасной музыке, т.е. таким произведениям, которые содействуют воспитанию высоких идеалов, чувств, то налицо высокий музыкальный вкус» [1, с. 33].

Д. Б. Кабалевский в своей концепции делает вывод о том, что «последовательное развитие музыкального вкуса школьников способствует формированию их музыкальной культуры» [3, с. 17]. Именно поэтому в своей программе по музыке Дмитрий Борисович большое внимание уделял подбору репертуара для младших школьников, поскольку ценностное отношение к высокохудожественной музыке необходимо именно с раннего возраста.  В ходе «общения» с музыкой, обладающей ценностным потенциалом, у учащихся активизируется восприятие, вследствие чего развиваются  творческие способности детей, повышаются уровни их музыкального сознания и слушательской культуры, формируется навык оценочного суждения о музыке.

Р. И. Удалова, говоря в своей научной статье о формировании основ музыкального вкуса, указывает на важность первоначальных музыкальных предпочтений ребенка и его элементарных знаний и представлений о музыкальном искусстве. По ее мнению музыкальный вкус человека выражается в его способности понимать смысл, содержание и пользу музыкальных произведений и чувствовать красоту музыкального языка [7, с. 120].

Вышеизложенное позволяет заключить, что необходимо формирование навыков активного восприятия и первого критического суждения, на основе которых появляется интерес и удовлетворение от ценностей музыкальной культуры во всех их видах, включая национальные и общечеловеческие ценности: образы народного творчества и доступные произведения великих композиторов прошлого, самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных отечественных авторов – близкую детским и юношеским интересам, разносторонне отражающую все величие народа, всю многогранность его мыслей и чувств.

В диссертационной работе Л. И. Разуткиной музыкальный вкус характеризуется как «формирующаяся система музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений школьника в области музыкального искусства, на основе взаимодействия эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала» [5, с. 32]. Исходя из данного определения можно сделать вывод, что музыкальный вкус включает в себя музыкальные потребности ребенка, его способность к адекватному восприятию музыкальных произведений и их оценке, наличие у учащегося позитивной мотивации к  исполнительской и творческой деятельности, а также сформированный ценностно-эстетический идеал.

На основании вышесказанного можно заключить, что под категорией «музыкальный вкус» следует понимать эмоциональную составляющую человека, его способность оценивать общезначимые ценности на основе опыта слушания, исполнения и понимания музыкальных произведений; способность человека заражаться и сопереживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.

 

Список использованных источников

 

  1. Асташова, Н. А. Вклад О. А. Апраксиной в развитие теории и истории музыкальной педагогики Текст: / Н. А. Асташова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современного образования. – Брянск : РИО БГУ, 2010. ‑ С. 169-174.
  2. Булатова, Е. А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Е. А. Булатова. ‑ Екатеринбург, 2001. – 145 с. – Текст : непосредственный.
  3. Кабалевский, Д. Б.. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2005. – 191 с. ‑ ISBN 5-09-012484-1. – Текст : непосредственный.
  4. Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и образование – важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования / Н. И. Киященко. – Текст : непосредственный // Гуманизация образования. – М. : Просвещение, 1998. – № 1. – С. 12–18.
  5. Разуткина, Л. И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств / Л. И. Разуткина. ‑ Чебоксары, 2008. – 188 с. – Текст : непосредственный.
  6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Текст : непосредственный // Избранные труды. – М.: Педагогика, 1985. – №1. – 328 с.
  7. Удалова, Р. И. Формирование основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности / Р. И. Удалова. – Текст : непосредственный // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – М. : Просвещение, ‑ №9. ‑ С. 119-122.
  8. Шацкая, В. Н. Воспитание музыкального вкуса / В. Н. Шацкая. – Текст : непосредственный // Известия АПН РСФСР ‑ М. : Академия педагогических наук, 1947. – №11. ‑ С. 29-43.

Добавить комментарий