Ю. В. Величко, Ю. В. Калашникова, МГПИ, г. Саранск
В современной педагогике в связи с новыми условиями развития общества появились различные методики и технологии, направленные на решение задач воспитания и образования современного ребенка, переосмысливаются и уже существующие методы, формы и средства, технологии и др.
В истории развития педагогической мысли одним из таких методов сферы музыкального воспитания в начальной школе является метод проектов или проектная деятельность учащихся, которая позволяет объединить интеллектуальную, творческую и другие виды деятельности ребенка.
Проектная деятельность в настоящее время включена в Федеральный образовательный стандарт [4].
Современные исследователи (Л. Ф. Зиангирова, И. Д. Чечель и др.) указывают, что проект позволяет добиться высоких результатов в развитии всех личностных сфер – когнитивной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, так как проектная деятельность носит:
– проблемный характер, что является развитием самостоятельного мышления;
– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда;
– личностно ориентировано и самомотивировано, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения.
Однако в современной начальной школе проектная деятельность и ее возможности как методической ресурсной системы по формированию этнокультурных и этномузыкальных знаний у младших школьников реализуются не в полной мере (не смотря на то, что она включена в Федеральный стандарт). Значительное количество педагогов-практиков не используют проектную деятельность и метод проектов как средство формирования этнокультурных знаний у детей, в основном она направлена на развитие научно-исследовательских умений учащихся.
Поэтому, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть метод проекта, проектную деятельность как эффективное средство формирования когнитивной сферы младших школьников, их этнокультурных и этномузыкальных знаний в новых условиях функционирования общества и школы.
В работах российских и зарубежных исследователей (Н. Боссинг, В. В. Гузеев, П. А. Петряков, Г. К. Селевко и др.) метод проектов трактуется многообразно и широко. Под методом проектов понимают определенную жизненную философию (Дж. Дьюи), систему построения содержания педагогического процесса (И. Автухов, А. П. Пинкевич и др.), педагогическую технологию (И. Д. Чечель), форму организации воспитательно-образовательной работы с детьми, с детским коллективом, метод обучения [1; 2; 3].
Проектная деятельность в начальной школе включает следующие этапы: постановка проблемы и определение целей проекта; определение задач, ожидаемых результатов и процедуры их оценки; исследовательская и / или практическая деятельность, необходимая для получения указанных в проекте результатов; анализ полученной информации и формулирование выводов; предоставление результатов; оценка проектной деятельности и результатов проекта (коллективное обсуждение и самооценка участников).
Исходя из классификации Л. Ф. Зиангировой, проектная деятельность делиться на три вида (интеллектуально-эвристические, практические, комплексные проекты).
В качестве комплексных проектов, имеющих междисциплинарный характер можно использовать музыкально-краеведческий проект, ориентированный не только на творческое развитие, но и формирование патриотических личностных качеств ребенка за счет освоения этнокультурных и этномузыкальных знаний.
К задачам формирования музыкально-краеведческих проектов относятся:
- Формирование музыкальных этнокультурных знаний об музыкальной культуре родного края, региона, региональных композиторах, музыкальных произведениях;
- Формирование эмоционально-положительного отношения к музыкальной культуре региона, в частности Республики Мордовия, как ценности;
- Формирование умений и навыков, опыта нравственного поведения в процессе выполнения проектной деятельности;
- Формирование умения осуществлять самоконтроль, самооценку при выполнении различных видов музыкально-краеведческих проектов.
Тематикой музыкально-краеведческих проектов, ориентированных на формирование этнокультурных и этномузкальных знаний у младших школьников могут быть: «Музыкальные персоналии родного края», «Музыка композиторов родного края для детей», «Музыкальный фольклор родного края» и др.
Данный тип проектов погружает подрастающее поколение в социокультурное пространство региона, края, области, развивает не только музыкально-познавательные процессы, но и решает задачи патриотического воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. – М. : Педагогика-Пресс, 2002. – 384 с.
- Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие / А. В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. – М. : Владос, 2015. – 120 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.