Формирование навыков художественного общения у младших школьников в детской музыкальной школе

Иванова Л. В., Шишкина С. В.

Общение людей с искусством и через искусство охватывает непосредственно художественное общение слушателя с автором музыкального произведения и исполнителем и является одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании всех сфер личности и деятельности ученика.

Практическое решение проблемы художественного общения дает возможность ввести учащихся в многомерный мир музыки, способствует становлению художественно-эстетической культуры личности. В этом плане формирование навыков художественного общения детей на музыкальных занятиях представляет собой актуальную проблему, поставленную педагогической наукой перед преподавателями детских музыкальных школ.

Накапливаемые учеными данные в разных областях науки все более отчетливо свидетельствуют о том, что динамика процессов формиро­вания духовно-личностных качеств человека, художест­венно-эстетического воспитания и образования существенно зависят от ус­ловий, средств, способов и форм общения. Это подтверждается результатами исследований в области психологии (Ананьев, Андреева,  Бодалев,  Выготский,  Добрович,  Елканов,  Зимняя,  Леонтьев, Ломов, Мясищев,  Петровский, Рыжов, Тарасов, Теплов и др.), педагогики     (Грехнев, Кан-Калик, Лихачев, Макаренко, Мальковская, Мудрик, Сластенин, Соколова и др.),  музыкального  образования (Карлинская, Кононенко, Малюков, Ражников, Шишкина и др.).

Общение людей с искусством и через искусство является одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании основных психофи­зических сфер человека – интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой. Художественно-коммуникативные процессы, пронизывающие урок музыки, создают оптимальные условия для развития как общего ин­теллекта участников общения, так и эмоционально-волевых характеристик личности каждого из них.

Как показывают наши наблюдения и педагогическая практика, резуль­тат формирования музыкально-художественных способностей, умений и навыков учащихся на музыкальных занятиях зависит от специальной организации учителем процессов художественного общения посредством создания благоприятных условий для их протекания. Вместе с тем эти вопро­сы остаются недостаточно исследованными в области музыкального обра­зования.

Затрудненность теоретического и практического осуществления художественно-коммуникативных процессов  в музыкальном образовании младших школьников и потребность музыкальной школы в решении данной проблемы обнажило противоречие, что позволило сформулировать   тему нашей дипломной работы следующим образом: «Формирование навыков художественного общения у младших школьников в детской музыкальной школе».

Целью нашего исследования стала разработка теоретических и методических основ формирования навыков художественного общения у детей младшего  школьного возраста в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Мы предположили, что процесс формирования навыков художественного общения у младших школьников в условиях  обучения в детской музыкальной школе будет эффективным, если:

  • он будет осуществляться по законам искусства, а также опираться на закономерности, сущность художественного общения;
  • данный процесс будет носить последовательный и систематичный характер;
  • будут учитываться психологические особенности ребенка (возрастные, индивидуально-личностные);
  • формирование навыков художественного общения будет соче­тать как учебную, так и самостоятельную художественно-практическую деятельность младших школьников.

Для того чтобы подтвердить высказанное предположение, мы должны были решить пять взаимосвязанных задач исследования:

  1. Обосновать совокупность положений, составляющих теорети­ческую основу формирования навыков художественного общения у младших школьников.
  2. Определить сущность художественного общения и его специфику у детей младшего школьного возраста на музыкальных занятиях в детской музыкальной школе.
  3. Выявить психолого-педагогические условия формирования навыков художественного общения у младших школьников в процессе обучения в ДМШ.
  4. Разработать диагностическую методику выявления уровня развития навыков художественного общения у младших школьников.
  5. Разработать комплекс учебных заданий (методические рекомендации), способствующих формированию данных навыков, экспериментально проверить его эффективность.

Для решения этих задач мы обратились к исследованиям по педагогике и психологии, музыкальному образованию школьников. Методологическую основу дипломного сочинения составили: теория деятельностного подхода к формированию и развитию личности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); определение структуры и содержания художественного общения основывалось на положениях по общей и музыкальной  психологии,  раскрытых  в  работах  А.А. Бодалева,  В.И. Петрушина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и других; по педагогике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, А.Д. Алексеев, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Каузова, С.В.Шишкина). Разработке проблемы способствовали идеи теории коммуникативной функции  музыкальных средств Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского.

Исходя из понимания сущности художественного общения, мы выяснили, что эффективность педагогической организа­ции художественного общения в учебном процессе зависит от ряда  факторов, учитывающих все структурные компоненты деятельности (цель, содержание, мотив, предметные действия, результат):

1) субъективных – особенностей воспринимающего субъекта: возрастной специфики, жизненного опыта, направленности личности, интересов, развития музыкальных способностей, умений и навыков;

2) объективных – произведений музыкального искусства, которые должны обладать высокой степенью художественности и со­ответствовать возрастным особенностям учащихся; систематичностью и последовательностью ознакомления школьников с произведениями музыкального ис­кусства.

Результативность процесса формирования навыков художествен­ного общения в детской музыкальной школе зависит от понимания учителем сущности, структуры и функций художественного общения, его роли в развитии личности и ее творческих способностей, а также от степени коммуникативной подготовленности учителя, включающей наряду с общепеда­гогическими специфические умения и навыки.

В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования школьников особую актуальность приобретает определение причинно-следственных связей между содержанием музыкального образования детей и их музыкальным развитием, разработка критериев эффективности процесса обновления преподавания музыки.

Нами делается акцент на то, что в процессе приобщения детей к искусству должна отстаиваться самоценность музыкального искусства. Музыка должна осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства, кардинально должен быть изменен характер деятельности педагога и детей: она должна стать полноценной художественной, музыкально-коммуникативной деятельностью, в которой происходит развитие личности ребенка и которая позволяет установить органичную связь эстетического и нравственного, всегда соотносится с познанием явлений искусства.

В процессе музыкально-коммуникативной деятельности у учащихся формируются навыки художественного общения, которые помогают им постигать музыкальное искусство. В результате оно не будет отчуждено от ребенка, а станет «продолжением его самого», а его собственная деятельность наполнится личностным смыслом.

Музыкальное искусство обладает огромными педагогическими возможностями, если оно адекватно воспринимается и осознается слушателями. Поэтому важное значение в процессе развертывания музыкально-коммуникативной деятельности имеет процесс понимания музыкального произведения, осознание его сущностного смысла. В этом процессе навыки художественного общения  как неотъемлемые составляющие музыкально-коммуникативной деятельности играют определяющую роль.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам разработать педагогические условия формирования навыков художественного общения у детей, которые включают в себя несколько компонентов: психологические предпосылки, социальные предпосылки, педагогические условия.

Мы выяснили, что успешному осуществлению музыкально-коммуникативной деятельности способствуют также следующие условия:

1) постижение содержания музыкальных произведений через выявление настроения, чувств, эмоций, авторского замысла в процессе слушания музыки;

2) установление связи музыкального восприятия с процессом мышления, в результате которого в сознании рождается музыкальный образ, формирующийся на основе представлений о единстве элементов музыкально-выразительных средств: мелодических интонаций, темпа, тембра, динамики и других;

3) накопление эмоционально-чувственного опыта;

4) учет возрастных особенностей и психолого-педагогических предпосылок музыкального развития учащихся начальных классов;

5) создание атмосферы взаимодействия и сотворчества на музыкальных занятиях в ДМШ.

Соблюдение перечисленных условий способствует не только успешному протеканию процессов художественного общения и деятельности на занятии, но и формированию в процессе этой деятельности художественно-коммуникативных умений и навыков, к которым мы отнесли: вербальные (умение ясно и четко выражать как содержание музыки, так и свои собственные чувства и настроения; видеть авторскую позицию, пони­мать и осмысливать мировосприятие и мироотношение музыканта) и невербальные (способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира партнера по общению, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; искренность, эмоциональность в восприятии и исполнении музыки; интонационно богатое звучание голоса и интонационно насыщенное исполнение на инструменте; выразительные, но умеренные жесты и мимика), которые обеспечивают все три стороны общения: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

В целом они составили:

1) умение воспринимать, понимать эмоционально-образное содержание музыкального произведения;

2) умение осознавать выразительность отдельных элементов музыкального языка;

3)  умение постигать художественный замысел автора произведения в целом;

4) умение передавать словами эмоционально-образное содержание музыки;

5) умение донести до слушателя содержание произведения при помощи инструментального (либо вокального) исполнения;

6) умение воспринимать и выражать свои собственные чувства и настроения в процессе общения с музыкой.

Предлагаемые нами педагогические условия были проверены в экспериментальной работе, которая проводилась на базе Ромодановской детской школы искусств с обучающимися в классе специального фортепиано в количестве 21 человека. Экспериментальная работа проводилась по разработанным нами диагностической и обучающей методике.

Обобщение теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. Навыки художественного общения являются необходимым условием восприятия и понимания музыкального произведения.
  2. Выделение условий, стимулирующих развитие навыков художественного общения, явилось фундаментом для разработки конкретных методов и приемов, ориентированных на формирование навыков художественного общения у младших школьников.
  3. В условиях обучения в ДМШ формирование навыков худо­жественного общения целесообразно начинать в младшем звене, пос­кольку этот возраст считается периодом перехода от эмпирического мышления к теоретическому (А.З.Зак), характеризуется началом становления более самостоятельного целенаправленного и управля­емого восприятия (Н.Л.Агеносова, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев).
  4. Результаты проведенного исследования подтверждают эффективность первоначально выдвинутой гипотезы и методических рекомендаций, разработанных нами, по организации познавательно-творческой деятельности младших школьников с целью формирования у них  навыков художественного общения.

Добавить комментарий