ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

БУМАГИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

магистрант кафедры музыкального образования

и методики преподавания музыки

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, bumagina@yandex.ru

 

 Ключевые слова: интегрированное занятие, эстетическая игра, восприятие музыки, старший дошкольный возраст, музыка, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная теория анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме эстетической игры на интегрированных занятиях музыкой и изобразительным искусством в дошкольном образовательном учреждении.

 

DIAGNOSIS OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC IN OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN

 Bumagina Elena Vladimirovna

graduate student of the department of Music Education

and Music Teaching Techniques, Mordovan State Pedagogical University

, Saransk, Russia

Key words: integrated lesson, aesthetic play, music perception, preschool age, music, artAnnotation: The article presents a generalized theory of the analysis of psychological and pedagogical literature, information on the problem of aesthetic play in integrated music and visual arts classes in a preschool educational institution.

Традиционные виды искусства, рожденные вместе с человеческой цивилизацией, — музыка, поэзия, изобразительное искусство, архитектура, театр, своими истоками имеют особый тип мышления, свойственный нашим предкам.

Одним из способов обогащения художественно-образного мышления детей является сопоставление художественных образов различных произведений искусства, в частности музыкальных, живописных [2].

Если музыка предполагает разнообразное сочетание звуков: высоких и низких, громких и тихих, то живопись – сочетание разных цветов: теплых и холодных, прозрачных и насыщенных. Лишь когда в рисунке ребенка появляется такое разнообразие цветов, несущих эмоциональное содержание, мы говорим о музыкальном звучании созданного им образа.

Интегративные занятия должны основываться не на конгломерате разрозненных эстетических впечатлений, а на разветвленном и взаимосвязанном в различных своих звеньях методе активного и художественно-образного постижения мира.

Сама направленность интегрированных занятий, их содержание и структура, несомненно, способствуют превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю потребность, содействуют максимально полной реализации познавательной и эвристической активности. Это путь от со-творческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для детей художественной форме, на художественной основе.

К вышеизложенному следует добавить, что используемая на занятиях эстетическая игра должна строится по законам искусства (композиция занятия, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, темпоритм, смена настроения и пластика персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация). Участвуя в такой игре, находясь в ее пространстве, действуя по ее законам, ребенок осваивает язык и законы искусства[6].

Анализ принципов, делающих деятельность человека эстетической, с одной стороны, и детского творчества и игры – с другой, позволит выделить основные компоненты, присущие эстетической игре: создание мнимой ситуации, факт перевоплощения, поиск «психологического жеста», игра с неоформленным материалом и т.д.

Эстетическая игра на интегрированных  занятиях предполагает углубление и обогащение художественного восприятия, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения, выработку навыков художественного анализа, усвоение важнейших понятий в области искусства, активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству [4].

Для того чтобы педагог мог включить в ход занятия эстетическую игру ему нужно иметь глубокие, фундаментальные знания из смежных видов искусств, различных областей науки (философии, этики, эстетики, культурологии, МХК, педагогики, психологии и др.). Педагог должен быть всесторонне развитой, гуманитарно-ориентированной личностью.

Нередко специалист в области музыки, для восприятия изобразительного искусства не имеет профессиональной подготовки. В свою очередь, педагог изобразительного искусства замыкается в своей атмосфере, да и зачастую мало знаком с музыкой. Тогда вместо заманчивого, столь желанного сближения каждое из этих искусств становится предметом отдельного разговора, при котором использование интеграции в лучшем случае ограничивается иллюстративностью.

Прежде всего, важно понять, что любой педагог музыки или изобразительного искусства может преуспеть в освоении смежных видов искусств, для чего совсем не обязательно получать дополнительное второе, третье и т.д. профессиональное образование. Не случайно Р. Шуман в свое время говорил, что образованный музыкант может с такой же пользой учиться на Рафаэлевской мадонне, как художник на симфонии Моцарта [2].

Роль воспитателя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно воспитатель создает на занятии эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение детей с художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью, эмоционально окрашиваются, происходит эстетическое воспитание личности ребенка, формируется его отношение к миру [5].

В своей работе педагог должен исходить из следующих основных положений:

  1. Он должен сохранить и создать условия для расцвета таких особенностей детской психики, как: постоянная готовность к деятельности; высокая активность, работоспособность; неординарность мышления и восприятия; вера в собственные силы; непосредственность и эмоциональность восприятия.
  2. Воспитатель должен быть в состоянии: создать в группе непринужденную творческую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непринужденно; подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении; увлечь детей своим творческим отношением; уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла; поддержать в детях желание творческого самовыражения посредством эстетической игры.
  3. Для того чтобы эстетическая игра на занятиях имела целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо использовать разнообразный комплекс педагогических воздействий

В ходе эстетической игры у детей должны сформироваться следующие умения: анализировать произведение искусства в контексте художественного целого; осознавать особенности художественного произведения, его интонационную, жанровую и стилевую природу; самостоятельно применять знания полученные на занятиях музыки и изобразительного искусства [1].

Список использованных источников

 

  1. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов. — 2-е изд. доп. — Лененград: Худ-к РСФСР, 1983. – 40  с. – Текст: непосредственный.
  2. Веремьев, А. А. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования / А. А. Веремьев. Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 124 с. ISBN 5-88543-014-4 – Текст: непосредственный.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский. — 3-е издание — Москва: Просвещение, 1991. – 57  с. – Текст: непосредственный.
  4. Джибладзе, Г. Н. Принцип эстетического воспитания / Г.Н. Джибладзе. Тбилиси, 1992. – 58 с. – Текст: непосредственный.
  5. Дополнительное образование детей / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под редакцией О. Е. Лебедева. – Москва: Владос, 2003. – 193 с. ISBN 5-691-00487-5 – Текст: непосредственный.
  6. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург: Академический проект, 2019. – 406 с. ISBN 978-5-8291-2409-0 – Текст: непосредственный.

 

Добавить комментарий