НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЙ

БИГИЛЬДИНА АЛИНА АНДРЕЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматриваются нравственное воспитание в ходе музыкального занятия, его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, музыкальное воспитание дошкольников.

BIGILDINA ALINA ANDREEVNA

bachelor, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical university, Saransk, Russia

MORAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOLERS DURING MUSIC LESSONS

Abstract:. The article deals with moral education in the course of music lessons, its concept, essence and tasks. This topic of the article is relevant due to the fact that moral education is necessary for the development of a full-fledged human personality.

 

Key words: moral education, human personality, musical perception.

Нравственное воспитание старших дошкольников является одной из важных проблем педагогики на современном этапе развития России, которой уделяется огромное внимание со стороны учёных педагогов исследователей. Согласно определению Л. А. Григоровича, нравственность – это характеристика личности, в которую входят такие качества как доброта, дисциплинированность, порядочность, коллективизм [4, c. 94].  Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности ребенка набора нравственных качеств. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [6, c. 98]. Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы всех основных понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит ориентирование ребенка в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами [5, c. 214].

Особая роль в решении задач нравственного воспитания детей принадлежит музыкальным занятиям. Это особая форма организации педагогического процесса. Они обязательны, проводятся под руководством взрослых и обеспечивают систематический охват педагогического воздействия на всех детей в группе [3, с. 86]. Основная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную сторону души ребенка, становятся источником и средством нравственного воспитания старших дошкольников [1, с. 52].

В детском саду проводится множество музыкальных занятий, праздников, которые относятся к нравственному воспитанию детей. Это 9 Мая — День Победы, 23 февраля — День защитников Отечества, Город мой, Летний праздник и др., через который детям прививается любовь к природе, Родине. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, педагог использует народные песни, пляски, хороводы. Совместно с воспитателями дети прослушивают и поют такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице», играют на народных инструментах «Светит месяц», «Ах вы, сени, мои сени», «Пойду ль я, выйду ль я». Водят хороводы «Во поле береза стояла», «Красный сарафан», играют в игры «Плетень», «Барашеньки», «Калинка». Исполняем танцы «А я по лугу», «Кадриль», «Русский перепляс». Каждый год ко Дню Рождения города разучиваются с детьми песни о Родине, например, «Все мы с вами земляки» и др.

1 июня в детских садах проводится праздник – День защиты детей. Основная цель такого праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе. Исполняются с детьми летние песни и хороводы, песни о мире, дружбе и любви к животным и растениям, например: «Не дразните собак, не гоняйте кошек», «Васильки», «Дружба всем нужна»; танцы «березок», «цветов», «бабочек», «жучков». Такой репертуар также затрагивает патриотическое воспитание детей. Исполняются многочисленные песенные произведения, посвященные любви к семье : «Маме в день 8-го марта» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен), «У меня есть бабушка» (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова), «Испеку я пирог» (муз. Е. Тиличеевой, сл. З. Петровой) и др. [3, с. 98].

Работая над нравственным воспитанием дошкольников, не остается без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией [1, с.65].

Таким образом, музыкальные занятия обладают неисчерпаемыми возможностями воздействия на нравственную воспитанность дошкольника.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Прометей, 2013. – 500 с.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта: учебник / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – 227 с.
  3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка: учебник / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 300 с.
  4. Гусинский, Э. Н. Образование личности: Пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. – М. : Фирма «Интерпракс», 1994. – 117 с.
  5. Зак, А. З. Мышление дошкольника : изучение, диагностика, формирование / А. З. Зак. – СПб : Содействие, 2004. – 700 с.
  6. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 134 с.

Добавить комментарий