К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ»

УДК 372.878

ББК 85.31

ЛАПИНА АЛЁНА НИКОЛАЕВНА

студентка 4 курса, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

 Ключевые слова: слух, музыкальный слух, интонационный слух, музыкальное образование.

Аннотация: в статье рассматриваются разновидности музыкального слуха, перечислены особенности понятия «интонационный слух», значение воспитания музыкального, интонационного слуха в нравственно-эстетическом воспитании детей.

TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF «INTONATION HEARING»

LAPINA ALYONA NIKOLAEVNA

4th year student, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,

 Key words: hearing, ear for music, intonation ear for music education

Abstract: the article discusses the varieties of musical ear, lists the features of the concept of «intonational hearing», the importance of education of musical, intonational hearing in the moral and aesthetic education of children.

Музыка – это искусство, берущее своё начало из звука, поэтому особое место в её понимании принадлежит музыкальным способностям. Слуховые органы, в независимости от человека, превращают объективно существующие звуки в слуховые ощущения. И поэтому ведущее место в музыкальной психологии отведено изучению музыкального слуха. Одними из первых кто занимался изучением развития музыкального слуха являются Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курт, Г. Сишор, К. Ревеш и др.

Исходя из исследований ряда учёных, можно сделать вывод, что музыкальный слух – совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды. Важные сведения по данной проблеме мы находим у целого ряда исследователей (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, Т. Л. Беркман, А. Г.Каузова, Г. М. Коган, Г. М.Цыпин, А. П. Щапов и др., педагоги-теоретики Б. В. Асафьев, И. П. Гейнрихс, Е. В. Давыдова, В. В. Медушевский, Г. Шатковский).

Б. М. Теплов [8] в своем исследовании отмечает, что музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости, вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Значение в нравственно-эстетическом воспитании детей музыкального, интонационного слуха трудно переоценить ведь без него нельзя до конца постичь и воспринять всю эмоциональную краску музыки, невозможно «воспринимать те прекрасные чувства, которые дарит нам музыка» [6, с. 201].

При работе над темой исследования было выявлено, что в настоящее время выделяют разные классификации видов музыкального слуха. По мнению В. В. Медушевского, в основе структуры слуха лежит интонационный и перцептивный слух, то есть слух, который направлен на распознавание структуры [5, c. 54]. Перцептивный слух состоит из:

  1. Звуковысотного слуха;
  2. Мелодического;
  3. Гармонического;
  4. Темброво-динамического;
  5. Полифонического;
  6. Фактурного;
  7. Интервального.

Каждый из представленных видов слуха основан на слуховых ощущениях, которые находятся во взаимодействии. Но несмотря на это, каждый их них отвечает за определенный участок структуры музыкальной  ткани, подлежащей распознаванию, также для каждого вида слуха свойственны определенные особенности.

Р. М. Губанихина [2] в своем исследовании определяет музыкальный слух по характеру восприятия высоты звуков, что позволяет выделить обязательные (относительные) и необязательные (абсолютные) элементы музыкального слуха. К обязательным компонентам относят ритмический, мелодический, интервальный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, полифонический слух. К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся абсолютный и синопсический (цветной).

Обратимся к рассмотрению интонационного слуха.

Интонация (от латинского «интоно» – «громко произношу») – в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Подобно слову, интонация – единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова – строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема – основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей полноте его свойств. Вместо нескольких десятков фонем здесь бесконечные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его [7, c. 105].

Мы обратимся к рассмотрению интонационного слуха – способности слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи. С точки зрения Д. К. Кирнарской «интонационный слух, нацеленный на распознавание первичных, наиболее «грубых» свойств звука, прежде всего распознает коммуникативный архетип через интонационный профиль, общий характер движения, через его пространственные и энергийные качества» [3].

Интонационный слух не может отличить звук «ре» от звука «соль», зато он отличает смысловое наполнение мелодии.

Интонационный слух исследовали многие музыканты и теоретики, и до наших дней нет единого определения, что же такое интонационный слух. Академик Б. Асафьев приоритетной составляющей музыкального слуха определял восприятие организованной звуковысотности через интонацию, считал интонационный слух важнейшим качеством слуха музыканта, подчеркивая, что «музыка, прежде всего, интонационное искусство» [6, с. 45].

Теоретик-музыковед Л. А. Мазель обратил внимание на то, что важнейшими сторонами мелодии, определяющими ее образно-выразительный характер, ее строение и логическое развитие, являются звуковысотные и временные соотношения. Действительно, интонация и ритм вносят в мелодию порядок, мелодия обретает свою неповторимость [4, с. 80].

Исследователь музыкального слуха И. П. Гейнрихс не включал ритмический компонент в определения музыкального слуха, объясняя это тем, что ритмическая организация свойственна не только музыкальному искусству, но и другим вида искусства, не связанных с музыкой [1, c. 50].

Говоря о музыкальном слухе, Г. С. Тарасов характеризует его как слух «выразительный». Он считает, что в широком смысле слова такой слух «непременно направлен на выявление образности, развертывания музыкального содержания во времени и пространстве, он направлен на вскрытие в звуковой материи многообразных связей музыки и жизни». Поскольку музыка по своей природе «интонационна», то выразительный слух является по существу слухом интонационным [7].

Таким образом, интонационный слух – это «выразительный» музыкальный слух, под которым понимается осмысленное слуховое освоение и воплощение интонации, проникновение в ее выразительный смысл.

 

Список использованных источников

  1. Гейнрихс, И. П. Музыкальный слух. (Теоретические основы и методические принципы развития). – Чувство ритма и его развитие / И. П. Гейнрихс // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1970. – 143 с.
  2. Губанихина, Р. М. Классификация музыкального слуха [Электронный ресурс]: / Р. М. Губанихина. – Режим доступа: https://znanio.ru/media/doklad_na_temu_klassifikatsiya_muzykalnogo_sluha-42943
  3. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Д. К. Кирнарская. – М., 2003. – 368 с.
  4. Мазель, Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки / Л. А. Мазель // Интонация и музыкальный образ. – М., 1965. – 132 с.
  5. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. – М., 1976. – 375 с.
  6. Сладков, П. П. Музыкальный слух. Дефиниция. Генезис. Типология. Условия активного формирования и развития : учебное пособие / П. П. Сладков. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. – 184 с. – ISBN 978-5-8114-5626-0. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/154615.
  7. Тарасов, Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха / Г. С. Тарасов // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5. – С. 34-38.
  8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М., 1985. – 328 с.

Добавить комментарий