АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ББК 78.071.4

УДК 372.878 (045)

 

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценности культуры, классическая музыка, музыкальное образование школьников, интерес.

АННОТАЦИЯ: В статье раскрывается необходимость повышения уровня культуры современного общества, через осознание ее ценности. Автор актуализирует проблему формирования у школьников интереса к классической музыке, определяет условия реализации данного процесса.

 THE RELEVANCE OF THE FORMATION OF INTEREST TO CLASSICAL MUSIC IN MODERN SCHOOLS

 CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

 Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 KEYWORDS: the values of a culture, classical music, music education students, interest.

ABSTRACT: The article reveals the necessity of raising the level of culture in modern society, through the understanding of its values. Author updates-analyzes the problem of formation at students of interest to classical music, determines the conditions of implementation of this process.

 

Современное общество отличает множество противоречивых социальных явлений. Технический прогресс облегчил доступ людей к ценностям культуры, расширил возможности самовыражения в искусстве и породил его новые виды. Однако данные потенции, к сожалению, не стали полномасштабно востребованными в социуме для знакомства с высоким искусством, шедеврами мировой и отечественной классики. На это указывает низкий уровень развития и социализации значимых личностных качеств у населения, наличие негативных явлений в обществе, что актуализирует требование повышения качества образования. Не случайно в резолюции 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН утверждается необходимость совершенствования содержания и методов образования через их диверсификацию, способствующую распространению и изучению универсальных ценностей культуры. Сущность понятия «диверсификация» (от латинских слов diversus – разный и facere – делать) определяет в реализуемом процессе стратегическую направленность на разнообразие и всестороннее развитие совершаемых видов деятельности. Следовательно, образование должно включать множество разновидностей учебных действий, обеспечивающих изучение культуры и осознание ценности ее явлений, что формирует личностную культуру обучающихся, социализация которой создает культуру общества в целом.

В данном контексте заслуживает особого внимания высказывание академика Д. С. Лихачева о том, что ценности культуры «не столько меняются, сколько создаются, собираются или утрачиваются» [1, с. 171]. Меняться может отношение к ним как к ценности, из-за чего они и могут утрачиваться. Показательным примером здесь может служить недавнее разрушение на территории Сирии древних культурных и исторических памятников, являющихся наследием всей человеческой цивилизации (Триумфальная арка в Пальмире, погребальные башни в Долине гробниц, археологический музей в Мосуле, статуя «Лев Аллат», храмы Баалшамина, Бэла, Халид ибн аль-Валид, святых Саркиса и Бахуса и др.). В отличие от прогрессивного мирового сообщества, для совершивших эти варварские действия боевиков террористической организации «Исламское государство» уничтоженные архитектурные шедевры Ближнего Востока древнеримского времени не представляют культурной ценности, противоречат их вероучению, запрещающему создание идолов (скульптур, изображений, изваяний и т. д.), но они служат для преступников предметом контрабанды и обогащения, что выступает главным мотивом разрушений. Такие убеждения террористы стремятся распространить, прилагая большие усилия по вовлечению в ряды своих организаций новых членов из разных стран, ориентируясь в основном на молодых людей, интересы и взгляды которых еще не сложились окончательно и могут изменяться.

В связи со всем сказанным задача формирования у граждан культуры и необходимых личностных качеств получила сегодня в образовательной сфере развитых государств статус целевой установки федерального уровня. Для решения поставленной задачи важно знакомство обучающихся с культурой, в ходе которого «особенное значение имеют отношение одной культуры к другой, формы и типы усвоения предшествующих или иностранных культур» [1, с. 171]. Следовательно образованию важно обеспечить обучающимся системное знание культуры в ее исторической ретроспективе, разнообразии и взаимосвязях.

Как яркое проявление культуры, обладающее большим педагогическим потенциалом, искусство способно активно воздействовать на эмоции человека, повышая тем самым эффективность указанного образовательного процесса. Особая роль в данном аспекте принадлежит музыке, имеющей высокий уровень популярности в социуме, в том числе и среди детей и юношества. Сегодня стало обыденным повсеместное общение с ней подрастающего поколения, начиная с рождения. Мы уже привыкли к молодым людям в наушниках, с плейерами и ноутбуками на улицах, в транспорте и других общественных местах. Музыка сопровождает современного человека практически всегда, он имеет расширенные технические возможности самовыражаться в ней и выбирать произведения для общения из «океана» доступных нот, звуко- и видеозаписей, а также «живых» социализаций на концертах, конкурсах и т. д. И от того какие именно музыкальные сочинения исполняются и прослушиваются детьми, можно судить о их музыкальных интересах и уровне развития музыкальной культуры.

Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что наиболее часто они слушают легкую музыку, которая заполонила современную музыкальную среду социума. Нередко данные предпочтения являются подражанием взрослым и не связаны с пониманием художественной ценности воспринимаемых произведений (обычно песен), а иногда и их смысла. В семьях, имеющих определенные исполнительские традиции, дети знакомятся еще и с образцами народной вокально-хоровой музыки и пытаются подключаться к пению. Классическая музыка стала сегодня самой редко звучащей и общение с ней обычно наблюдается в быту профессиональных музыкантов, любителей такой музыки и обучающихся музыкальному исполнительству. Таким образом обнаруживается ограниченность повседневной коммуникации детей с классикой, произведениями центрального звена процесса становления и развития музыкальной культуры, что обычно объясняется отсутствием желания общения и слабым интересом к ним.

К сожалению, только в образовательном процессе сбалансирован учебно-музыкальный репертуар, в котором охватываются все ведущие стили и жанры музыки разных эпох и народов. Но присутствие классики на уроке музыки, который проводится один раз в неделю, не может компенсировать обозначенный дисбаланс для большинства школьников. Более того, увеличение объемов обращения к музыкальной классике на уроках за счет другого их содержания приведет к иным перекосам. Следовательно требуется сохранить заложенные в учебной программе пропорции музыкального содержания занятий и привлечь дополнительное, внеурочное время, необходимое для общения с классической музыкой и приобретения знаний о ней. При этом надо добиться от школьников эффективности реализации соответствующих действий, выполняемых самостоятельно, что может обеспечить учитель посредством выстраивания целенаправленной последовательности заданий.

Ведущей целью таких заданий на дом должно быть формирование у детей интереса к классической музыке и потребности в общении с ней. Для этого музыкальный материал должен быть доступен школьникам для понимания музыкального языка и образно-художественного содержания, что требует подготовительной разъяснительной работы со стороны учителя. Только то, что может быть понятым – способно вызывать интерес, который важно закреплять через обсуждение и оценку результатов выполненных заданий, стимуляцию дальнейшего изучения музыкальных произведений. Также осваиваемые сочинения не должны быть продолжительными по времени, чтобы ребенок мог сохранять внимание без переутомления и поддерживать интерес к произведению и действиям по его изучению.

Учитывая, что интерес, по определению Л. С. Выготского, представляет собой высшие культурные потребности человека, то формирование интереса школьника к классической музыке обеспечивает развитие его музыкальной культуры, основанной на знании истинных ценностей музыкального искусства и любви к ним. Такой результат обосновывает необходимость применения представленных заданий в педагогической практике и служит аргументом для прекращения споров о их целесообразности в области изучения музыки. Более того, формирование культуры школьника сложный многоплановый процесс и можно задуматься о том, что достижение этой цели имеет расширенные перспективы при обращении к сфере, к которой уже существует интерес у детей и юношества, но нужно добиться от них внимания к музыкальной классике, понимания ее и появления желания общаться с ними.

 

Список использованных источников

 

  1. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев. – СПб. : СПбГУП, – 416 с.

 

 

Добавить комментарий