ДИСКОТЕКА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ББК 85.31р

УДК 378 (045)

 

ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дискотека, история возникновения и становления дискотеки, педагогический потенциал отечественной дискотеки.

АННОТАЦИЯ: В статье освещается история возникновения дискотеки, выявляются особенности ее становления за рубежом и в России, определяется педагогический потенциал отечественной традиции ее организации.

 DISCOTHEQUE: A HISTORICAL-PEDAGOGICAL ASPECT

 CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA

 Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 KEYWORDS: discotheque, history of appearance and development of discos, the pedagogical potential of Russian discos.

ABSTRACT: The article highlights the history of discos with the peculiarities of its formation abroad and in Russia, is determined by the pedagogical potential of the domestic traditions of her organization.

В формировании личности человека большую роль играет музыка, поскольку она не только способна сильно воздействовать на эмоциональную сферу людей, но и более других видов искусства распространена в современном социуме. Сказанное определяет повышенный интерес подрастающего поколения к различным формам организации общения с музыкой, к числу которых относится дискотека. Однако, сегодня можно констатировать, что дискотеки, пройдя довольно бурную историю становления и отразив в своем развитии специфику общественно-музыкальной жизни в разных странах, начинают в России утрачивать ряд положительных с педагогической точки зрения потенциальных возможностей, характерных для реализации в рамках отечественной культуры. Обоснованием этому тезису служит следующее.

В актуальном для нас значении «дискотека» – это «танцевально-развлекательное мероприятие для молодежи с музыкой, записанной на пластинках или магнитной ленте» [1]. Надо отметить, что в этой формулировке можно не согласиться с обозначением у посетителей дискотек границ возраста, которые сегодня значительно расширились, а также прибавилось число вариантов электронных носителей звукозаписей. Однако, более важна, на наш взгляд, вытекающая из характеристики мероприятия функциональная ограниченность дискотеки, присутствующая и в других определениях. Так, в толковых словарях дискотека – это танцы в специально оборудованном зале, в котором проигрываются диски (по С. И. Ожегову), музыкально-танцевальный вечер (по Т. Ф. Ефремовой) или увеселительное собрание (по С. А. Кузнецову). Приведенные трактовки соответствуют довольно узкому пониманию данной формы организации досуга, принятому в зарубежных странах и основывающемуся на истории ее возникновения и реализации в этих государствах.

Своим происхождением дискотека обязана танцам, присутствующим в всегда социуме, начиная с первобытных племен. Но толчком к возникновению данной организационной формы деятельности стало развитие джаза в 20-х годах ХХ века в США и появившийся в следующем десятилетии интерес к нему в Европе, особенно во Франции. Учитывая, что американские музыканты редко могли пересечь океан, концерты джазменов были редкостью, а высокая стоимость билетов делала их доступными для немногих слушателей. Выходом в этой ситуации стали возросшие технические возможности в фиксации звука на пластинках и дальнейшего его воспроизведения. Грамзаписи джаза привозились из Америки, но их было мало и любители этого жанра устраивали коллективные прослушивания музыки. К середине 50-х годов во Франции начали сочетать такое слушание записей джаза с танцами.

Распространению этой формы общения с музыкой также способствовали и ограниченные финансовые возможности населения, а также демографическое состояние социума послевоенного периода. Подавляющее большинство людей хотело, но не могло оплатить желаемое количество визитов на танцевальные вечера под живое исполнение музыки оркестром (в СССР – духовым, в Америке и Европе – джазовым), в связи с чем они посещались обычными гражданами довольно редко, а их организаторы для удешевления стоимости билетов стремились увеличить число потенциальных посетителей (повысить вместительность залов, площадок) и сделать такие мероприятия максимально массовыми. По этой коммерческой причине и в это же время во Франции начинают организовывать аналогичные по музыкальному содержанию (т. е. не только с джазовой музыкой) танцы «под пластинку», специально для них арендуя сначала маленькие помещения, а позже более вместительные, чему способствовало изобретение звукоусилительной аппаратуры.

Следует отметить, что определенные параллели с дискотекой обнаруживаются и в практике применения музыкальных автоматов – электромеханических аппаратов для воспроизведения записей музыки с грампластинок, которые могли сопровождаться танцами людей на ярмарках, народных гуляниях, в трактирах, барах и т. д. Это способствовало накапливанию населением опыта общения с музыкой в записи. Первые экземпляры данных устройств появились в 1889 году, но наибольшую популярность они получили в 1930-60 годы, что соответствует приведенным социальным потребностям.

Все перечисленные формы общения с музыкой были прерогативой бедных слоев населения и участие в них считалось показателем низкого уровня финансовых возможностей и развития культуры человека. Однако, благодаря усовершенствованию зарождающейся дискотеки и ее рекламе это отношение изменилось. После публикации в 1976 году книги «Коллективный ритуал субботнего вечера» американского журналиста Н. Кона о посетителях дискотек Бруклина, одна из ее идей была развита и воплощена в 1977 году известнейшим продюсером шоу-бизнеса Р. Стигвудом в фильме «Лихорадка субботнего вечера». Смысловым центром киноленты стало отношение к дискотеке как к свободному от многих социальных условностей месту. Серая, монотонная жизнь молодого продавца – главного героя фильма в исполнении Дж. Траволты, меняется в ночь с субботы на воскресенье на «сказку», когда он приходит на дискотеку, где на высоком уровне воспроизводимая музыка в стиле диско может сочетаться с другими видами искусства и творчества; действо сопровождается световыми, пиротехническими, ароматическими, дымовыми и иными спецэффектами, а пол зала способен подниматься, опускаться и раскачиваться; где возможны выступления известных артистов и т. д.

Но особенно важным становится то, что на дискотеке царит атмосфера свободы самовыражения человека во всем (внешний вид, действия, высказывания и т. д.), а также, обосабливаясь от остального общества, встречается и общается молодежь, которая в 60-х годах стала выделяться в отдельную социальную группу, имеющую потребность в межличностной коммуникации со сверстниками. С позиций психологии данные стремления являются характерными для подросткового и юношеского возраста, когда молодые люди нуждаются в апробации различных социальных ролей, самооценке себя и взаимной оценке ровесников, определении жизненных установок и планов на будущее. Эта потребность усиливалась с рубежа 19-20 веков, поскольку мировой научно-технический прогресс изменил образ жизни, сознание людей и ускорил темп социальных процессов, что привело к раздельной жизни представителей разных поколений и нарастанию непонимания между ними. Возможность решения ряда проблем, появляющихся в связи с этим, предоставляла дискотека, что объясняет социальную обусловленность ее возникновения и востребованности в обществе.

К середине 80-х годов неразрывный синтез дискотеки и стиля диско начинает дополняться иными новыми течениями в музыке и молодежной моде. После пика популярности, дискотеки за рубежом стали менее престижны, но их общие формы, сложившиеся к 1985 году, существуют до настоящего времени, продолжая свое совершенствование в соответствии с требованиями времени и возможностями их реализации на практике.

Много общего с описанным процессом становления дискотеки на Западе имеет история ее развития в России. Это связано с тем, что инновации с трудом, но все же «просачивались» в Советский Союз, поэтому и явления, связанные с дискотекой, пришли к нам с некоторым опозданием. Так, с середины 70-х годов появляются исполнительские дискогруппы и начинают проводиться первые дискотеки в прибалтийских республиках, далее распространяясь по всей стране и перемещаясь из домов культуры в специальные дискоклубы (например, в 1977 году открылся в Ташкенте дискоклуб «Ильхом»). Согласно периодизации процесса становления отечественных дискотек, предложенной академиком А. С. Запесоцким, до 1980 года «они еще не получили официального статуса в обществе» и «были своеобразным неформальным способом общения молодежи и восприятия музыки» [1, с. 6]. На следующем этапе дискотека уже как официальная форма организации досуга приобретает активную реализацию в учреждениях культуры, что отвечает запросам молодежи. Начиная с перестроечных лет (третий этап), дискотеки получают новые черты, которые сохраняются и совершенствуются по сей день.

Характерным для отечественных дискотек является присутствие просветительской направленности содержания, особенно его вербальной части, реализуемой диск-жокеем. Целью дискотек на Западе было «управлять сознанием и самочувствием человека, точнее, усыплять его», а в России – расширять знания, в связи с чем, «зачастую люди туда приходили не потанцевать и даже не познакомиться, а получить информацию», которая была весьма ограниченна в СССР [1, с. 24]. По словам А. С. Запесоцкого, который в 80-х годах был известным диджеем, сведения о музыке и ее исполнителях добывались с большим трудом, но повышали интерес к дискотекам. Истоки данной установки просматриваются в просветительстве, характерном для представителей отечественной культуры. Ярким примером в этом контексте может служить деятельность по пропаганде джаза С. А. Колбасьева, который на заре ХХ века коллекционировал грампластинки, записывал на самодельные рекордеры музыкальные радиоэфиры, что помогало ему иллюстрировать лекции и передачи на радио. Данная сфера его деятельности отражена в кинофильме «Мы из джаза» режиссера К. Г. Шахназаров (снят в 1983 году).

Также важно, что в социалистическом государстве были устойчивы педагогические, развивающие требования к целям мероприятий для молодежи. Это пытались выполнять за счет знакомства с музыкой и информацией о ней. Наличие в темном зале зеркального шара и громкой музыки было недостаточно для получения официального разрешения проводить дискотеки. Особо строго эти позиции контролировались в образовании. Однако, с изменением экономической политики в России, стало правилом огульно отрицать практически все ранее существующее и слепо подражать заграничному. Более того, с коммерциализацией российского общества и цели многих реализуемых явлений претерпели значительные изменения. На наш взгляд, необходимо возрождение изложенных отечественных просветительских, личностно и культурно развивающих традиций в дискотеке, что может стать интересным для молодежи, если подойти к решению данной проблемы творчески.

 

Список использованных источников

 

  1. Запесоцкий, А. С. Из истории молодежной культуры: Возникновение и развитие дискотек / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2004. – 44 с.
  2. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов : [Более 4500 слов и выражений] / Н. Г. Комлев. – М. : ЭКСМО, 2006. – 669 с. URL: http://enc-dic.com/fwords/Diskoteka-12443.html

Добавить комментарий