ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ АККДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ В ХОРЕ

С. Жмыкова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»,г. Саранск, Научный руководитель В. И. Желудкова

 Вокально-хоровое воспитание младших школьников является актуальной проблемой современности. Высокий уровень необходимого вокального исполнения в хоре требует большой музыкальной педагогической работы с певцами. Вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Не случайно в последние десятилетия возрос активный интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности вокально-хоровой музыки, хорового пения, о его непередаваемой гармоничности и красоте.

Различные аспекты хорового воспитания исследовались в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как Н. Черноиваненко, Л. Г. Дмитриева, О. А. Апраксина, Л. А. Безбородова, Г. П. Стулова и многих других. Однако тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места в ее исследовании. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующее, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.

Перед школой стоит задача – развивая познавательные способности детей, их восприятие, мышление, любознательность, направлять их так, чтобы одновременно воспитывать у ребенка и эстетический вкус. Приобщение детей к искусству, в частности к музыке, способствует формированию их мировоззрения и морального облика. Большая роль в этом принадлежит вокально-хоровому искусству.

Музыка в процессе музыкально-эстетического воспитания выполняет познавательную и воспитательную функции. Поэтому перед общеобразовательной школой ставятся новые задачи воспитания и обучения подрастающих поколений, в том числе и эстетического воспитания.

Современная педагогическая наука и практика особо нуждаются в определении педагогических основ, обеспечивающих эффективность организации и управления процессом вокально-хорового воспитания детей как части музыкально-эстетического воспитания. Острота проблемы обуславливается противоречиями между:

– новыми требованиями жизни и действующей системой воспитания и обучения;

– сложившейся практикой вокально-хорового воспитания, обучения и требованиями времени;

– системой музыкально-эстетической подготовки в школе и требованиями специальных музыкальных учебных заведений;

– современными требованиями к воспитателю и действительным состоянием педагогического общества.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание – это механизм обеспечения, сохранения исторической памяти популяции.

Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкального развития школьников академик В. Асафьев (И. Глебов). В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «…школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными». Он считал, что «принципиально все учащиеся составляют хор», но всегда есть более и менее поющие. И потому «центральная хоровая организация будет в основе своей поддерживаться природно музыкально способными людьми, и эта «обязательная служба» для, них будет являться более длительной и более интенсивной. Это неизбежно. Но, вместе с тем, такого рода «ставка» на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принцип общеобязательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться, потому что твердая база не исключает, а обусловливает возможности прикрепления к ней и вокруг нее учащихся менее сильных в музыкальном отношении» [1, с. 18].

В высказываниях выдающегося педагога-музыканта выявлены разумные пути приобщения к активному музицированию, способному и сегодня служить ориентиром при организации хорового дела в школе. Опыт показывает, что хоровой коллектив, объединяя учащихся с различным уровнем слуха и голоса, может многое дать для их саморазвития, как в музыкально-исполнительском, так и в плане воспитания.

Горячо отстаивал Б. Асафьев мысль о том, что хоровые занятия в школе – это актуальное направление всей учебно-воспитательной работы школьного коллектива: «Лучше совсем изъять хоровое дело из школ, чем смотреть на него полуснисходительно. Музыка требует при занятиях ею серьезной и настойчивой дисциплины. При малейшем «кое-как» она мстит расхлябанностью и неустойчивостью исполнения» [1].

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности: в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить; участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие.

В хоре ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора. Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.

Итак, хоровое пение играет большую роль, как в формировании личности учащегося, так и в развитии музыкальных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и т. д., но это вопрос отдельной статьи.

Литература

1. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве / Б. В. Асафьев. – Л. : Музыка, 1980. – 120 с.

Добавить комментарий