МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Клокова А. Н., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Научный руководитель Л. П. Карпушина

 Проблема использования потенциала музыкальной культуры в воспитательно-образовательном процессе не нова, она исследовалась педагогами, психологами, искусствоведами. Необходимость изучения музыкальной культуры как источника становления личности обосновали Б. В.Асафьев, Д. С. Лихачев. Концептуальные подходы к содержанию, формам, методам использования краеведческого музыкального материала в воспитании, обучении и развитии личности обосновали Б. С. Штейнпресс, М.А. Этингер, Л. З. Корабельникова. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклору, который является неисчерпаемым источником знаний о действительности, о человеке, формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявления его духовно-материальной куль¬туры. Многогранность народной культуры вызывает различ¬ные варианты теоретического определения фольклора, отра¬зившиеся в долгих и нередко острых дискуссиях ученых [1, с. 126].

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. Для освоения музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. Музыкальный фольклор является составной частью этого опыта, и каждый человек должен быть приобщен к нему. С другой стороны, внеурочная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действительной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Фольклор в многообразии его проявлений требует выхода за пределы стен класса, а подчас и самой школы, за пределы регламентированного времени урока, типового иерархического отношения между учителем и учениками. Сам фольклорный материал вызывает необходимость поиска соответствующих форм организации обучения [1, с. 192 — 193]. Освоение детьми фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду зна¬чимости осознания своих «корней» и первоистоков как истори¬ческой памяти.

Существование в школе фольклорного ансамбля может стать почвой для интенсивного развития индивидуальных творческих способностей детей, занимающихся в нем, а также рядом фольклорного воспитания в школе в целом. Он может стать связующим звеном между школой и нынешними носителями народной традиции, между школой и сферой любительского фольклорного движения [1, с. 224].

Цель занятий учащихся начальной школы в фоль¬клорном ансамбле — приобщение к народной музыкальной культуре.

Задачи:

образовательные – формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

воспитательные – воспитывать у детей интерес и уважение к традициям своего народа; воспитать творчески-активную личность;

развивающие – развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

Важным в организации занятий детей в фольклорном ансамб¬ле должно стать понимание освоения народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздания среды быто¬вания русских народных песен: изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов [2, с. 331 – 332].

Занятия в фольклорном ансамбле носят воспитывающий и развивающий характер. На фольклорной основе развивается человеколюбие, честность, трудолюбие, умение доводить начатое до конца.

Освоение фольклорного материала формирует представления ребенка о народном творчестве. Естественность исполнения народных попевок, песен, сказывается на чистоте интонирования. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движения, но и позволяет точнее передать и освоить народную характерность самовыражения, развивает музыкально-творческие способности детей.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов. Занятия в фольклорном ансамбле учат детей владеть дыханием, звукообразованием, артикуляцией. Дети умеют слушать себя и других, исполнять песни с аккомпанементом и движениями, находить свой образ, владеют приемами игры на народных инструментах.

Фольклор выступает эффектным средством воспитания детей, если процесс его освоения нацелен на формирование представлений о ценности произведений народного музыкального творчества как источника познания культуры и истории родного края; носит деятельностный характер, взаимосвязан с пониманием окружающего мира.

Таким образом, внеурочная деятельность, организованная в традициях коллективного бытования российского фольклора, безусловно, будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных умений младших школьников. Она позволит эффективно решить три основные задачи: конкретно-познавательную, связанную с образовательной ситуацией, коммуникативно-развивающую, направленную на освоение основных навыков общения между членами группы и вне ее, социально-ориентационную, предполагающую формирование гражданской позиции, необходимой для адекватной социализации индивида в обществе.

Литература

1. Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М. : Просвещение, 1993. – 240 с.

2. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.4

3. Школяр Л. В. , Красильникова М. С. Теория и методология музыкального образования: научн. метод. пособие. – М. : Наука, 1999.

Добавить комментарий