ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Т. Князькова , ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, научный руководитель В. И. Желудкова

 Успешное разрешение сложных нравственных, социальных и экономических проблем, стоящих перед нашим обществом на современном этапе, неразрывно связано с воспитанием и образованием молодого поколения. В контексте современной социокультурной ситуации построение благоприятных взаимоотношений с окружающими школьниками, учителями, родителями, друзьями, эффективное решение поставленных задач, реализация целей требует от школьника разумного управления своими чувствами и эмоциями. Все больше мобильности требуется для преодоления сложностей жизни, стрессовых ситуаций, эмоциональных перегрузок. В связи с этим проблема формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников приобретает актуальность в современной педагогике и психологии. Важная роль в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников отводится музыкальному искусству.

В педагогической науке вопросы формирования эмоционально-волевой сферы исследуются в контексте гуманизации образования. Широкое распространение идея развития эмоционально-волевой сферы получила в 20-х годах прошлого века в теоретических и практических исследованиях А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других исследователей.

Следует отметить, что в начале прошлого века широкую популярность идеи развития волевой сферы приобретают на Западе (Р. Ассаджиоли, К. Левин, И. Линдворский и др.). В настоящее время эти идеи нашли развитие в трудах X. Хекхаузена, J. Kuhl, D. Wenger и др.

В конце XX – начале XXI вв. в отечественной литературе появляются публикации по вопросам формирования эмоционально-волевой сферы Э. М. Александровской, И. П. Брязгунова, И. В. Дубровиной, Ф. И. Иващенко, Е. П. Ильина, Я. Л. Коломинского, И. Ю. Матюгина, В. П. Михайловой, Р. В. Овчаровой, Е. И. Рогова, Н. Я. Семаго, Е. Г. Трошихиной, М. И. Чистяковой и др.

Модель формирования эмоционально-волевой сферы младших школьников включает в себя достижение положительного эмоционального состояния и волевых процессов, формирование произвольности в поведении и деятельности в целостном педагогическом процессе.

Базовыми составляющими эмоционально-волевой сферы личности младших школьников является формирование волевых качеств, самоконтроля и произвольных процессов памяти и внимания.

Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л. С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения, средство организации собственными произвольными процессами поведения [1, с. 238].

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции школьника. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

С изменением характера взаимоотношений школьников со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями, создается особая социальная ситуация развития, на основе которой в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения [2, с. 342].

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение, складываются предпосылки такого важного социального качества, как ответственность.

Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в успешную деятельность является наличие у него познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение сформировано. Дети перерастают игровые интересы. Они начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и хотят в этом мире разобраться. Они любознательны, задают много вопросов, настойчивы в поисках ответов.

Одной из важных задач в развитии эмоционально-волевой сферы младших школьников является взаимосвязь эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка. Сформированность интеллектуальных предпосылок – развитие произвольного внимания, произвольности учебной деятельности – умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, не потерять условие задачи в процессе деятельности, выбрать адекватные средства её решения, довести решение до конца, проверить правильность полученного результата. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность, дисциплинированность, благополучие эмоционального состояния, произвольность в поведении и деятельности. Эмоционально-волевая регуляция тесно связана с саморегуляцией.

Итак, формирование эмоционально-волевой сферы младших школьников является важной педагогической проблемой. Главная его задача – воспитание человека. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, должно помочь осознать действительность как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям и подводить личность к осознанию своей уникальности – специфичности существа, обладающего своей волей и ответственностью. Поведение такой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку приобретает другую ипостась – отношение к самому себе. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

Литература

1. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – С. 230-268.

2. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, МГУ, 2000. – 359 с.

Добавить комментарий