ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

Ю. Кузнецова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»,г. Саранск, Научный руководитель В. И. Желудкова

И раздвигает стены пенье хора
И замирает, слушая, душа,
И вырастает до веков мгновенье,
И небеса – подняли паруса…
(В. Семернин)

В многогранной деятельности хормейстера и школьного учителя музыки исполнительство занимает важное место. От того, насколько ярко и убедительно исполнено произведение или его фрагмент, в большей мере зависят успех их педагогической и учебно-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет. Исполнитель должен владеть не только основами теоретических дисциплин, но и секретами художественного воздействия специфических исполнительских средств и приемов. Поэтому проблема взаимоотношения художественного и технического в вокально-хоровом исполнительстве является важной и неотъемлемой частью в научно-исследовательской деятельности любого музыканта-исполнителя. Однако в музыкально-педагогической теории исполнительство до сих пор не утвердило себя как наука, имеющая свои закономерности и принципы, но первые попытки в этом направлении уже сделаны.

Хоровое искусство является одной из разновидностей музыкального искусства, а вокально-хоровое исполнительство одной из разновидностей музыкального исполнительства. Так же как и другие виды музыкального исполнительства, вокально-хоровое исполнительство представляет собой вторичную, относительно самостоятельную художественно-творческую деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации и материализации, в живом звучании замысла композитора, дирижера-хормейстера, хористов. Вокально-хоровое исполнительство имеет свои специфические особенности, среди которых: синтетический характер (связь со словом), специфика инструмента (человеческий голос), коллективный характер, наличие дирижера, являющегося творческим посредником между автором и певцами, непосредственно влияющего на слушателей.

Подготовительную работу дирижера над сочинением можно условно разделить на три этапа. Первый этап – это создание общего представления о музыке, об основных художественных образах. Второй – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Третий как итог всей предшествующей работы знаменует окончательное формирование исполнительского замысла, индивидуальной трактовки сочинения и плана реализации.

Начинать работу над произведением следует с общего знакомства с ним коллектива. Весьма желателен исполнительский показ сочинения хору (разумеется, если качество такого показа достаточно высоко). Далее огромная роль принадлежит руководителю, который должен сказать несколько слов о произведении и его замысле, композиторе, эпохе и известных трактовках. Начинать работу следует продуманно, по частям и по логике музыкальной мысли.

Техническая часть исполнительства на стадии разучивания и выучивания музыкального текста с хором – это важнейшая часть работы хормейстера. Существуют разные приемы: пение нотного текста в замедленном темпе, остановки на звуках и аккордах, ритмическое дробление использование различных вспомогательных приемов.

Но настоящий творческий процесс начинается, когда произведение технически выучено и дирижер обретает свободу в выражении своего «я». Самый эффективный путь воспитания навыков художественного исполнения это выразительное, сочное, гибкое звучание, чистое звуковысотное интонирование, единый темпоритм, яркая, понятная динамика, тембровое соотношение голосов в партии и партий в составе хорового коллектива, четкая артикуляция, фразировка.

Здесь мы подходим к сложной проблеме взаимоотношения художественного и технического в вокально-хоровом исполнительстве. В практике работы с хором распространено механическое деление репетиций на два этапа: техническое освоение произведения и его художественное осмысление; раскрытие внутреннего содержания, эмоциональной и образной сущности. Многие хормейстеры считают, что художественный период в работе должен начинаться после того, как будут преодолены технические трудности: сначала следует выучить ноты, а затем работать над их художественной отделкой.

По нашему мнению такой взгляд ошибочен. Нельзя в течение долгого времени работать с хором, не думая о выразительности, и лишь потом объяснять, каким должен быть характер исполнения, куда должна стремиться фраза, в чем заключены основные черты, стилистика данного произведения. В то же время неверно было бы в самом начале разучивания требовать полноценного художественного исполнения. Наиболее правильным и эффективным будет, по-видимому, такой метод работы, при котором дирижер, разучивая, например, партию с альтами, постепенно приближает ее к характеру концертного исполнения. И хотя вначале будет преобладать техническая сторона, а при завершении работы – художественная, работая над вокально-хоровой техникой, дирижер должен видеть одну цель перед собой – мастерское раскрытие идейной и художественной сущности произведения.

Кроме того, дирижеру самодеятельного так и профессионального хора нельзя забывать о том, что разучивание методом «натаскивания» никак не развивает эстетическое мышление участников. При таком методе многие тонкости содержания и формы произведения остаются непонятными певцами и в результате не оказывают на них, а следовательно и на слушателя того воздействия, на который рассчитывал композитор.

Кстати, темп репетиции во многом зависит от правильного понимания дирижером первостепенных художественных задач, от чувства меры, умения ясно и четко формулировать свои замечания. Нет ничего тоскливее для участников хора, чем многократные пропевания трудных мест без конкретного указания, в надежде, что все получится благодаря «впеванию». При каждом повторении необходимо пояснять, для чего это делается. В противном случае доверие хора к дирижеру будет постепенно падать.

Хормейстеру, в свою очередь, следует обратить внимание на точность, лаконичность и конкретность пояснений. Участники хора не любят слишком разговорчивых руководителей. Чуткому коллективу порой достаточно сказать одно слово, например «холод», «в дымке», «далеко» и характер звукоизвлечения, нюанс сразу изменяется. Ассоциативные представления помогают техническому освоению произведения.

Исполнение музыки – сложный процесс. Он требует полной сосредоточенности человека, включения в участие не только мимики, пантомимы, но и воли, памяти, воображения, мысли и чувства [1, с. 302].

По мнению А. М. Пазовского, исполнение музыки является «осознанным процессом, при котором чувства и мысли выступают в нерушимом единстве, составляя неразрывное целое. Именно поэтому настоящее исполнение немыслимо без предшествующего ему тонкого изучения и глубокого прочувствования произведения» [2, с. 66].

В разное время работы над хоровым произведением роль элементов художественного и технического неравномерна. На стадии разучивания, естественно, превалируют технические моменты, на стадии художественной отделки больше внимания уделяется выразительным средствам исполнения. В рассматриваемый период работы на первый план выдвигаются такие стороны исполнения, как качество звука, выявление общей линии развития музыки, темпоритм, динамические и тембровые нюансы, артикуляция, фразировка, то есть те компоненты, которые имеют непосредственное отношение к интерпретации.

Суммируя сказанное о взаимоотношении элементов художественного и технического в музыкальном и, в частности, хоровом исполнительстве, можно сделать следующий вывод: техническое есть средство, неразрывно связанное с художественным и подчиненное ему. Отсюда следует, что художественный момент должен присутствовать в репетиционной работе с хором с самого ее начала.

Литература

1. Кремлев, Ю. А. Некоторые вопросы эстетики советского музыкального исполнительства / Ю. А. Кремлев // О музыкальном исполнительстве. – М. : Просвещение, 1954. – С. 302-304.

2. Пазовский, А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – М. : Искусство, 1966. – С. 66.

Добавить комментарий