РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ПОСТАНОВОК МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК

НОВИЧКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

 студентка, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, setyevatanya@mail.ru

Аннотация: в статье раскрываются теоретические и методические обоснования процесса развития музыкальной памяти у старших дошкольников в ходе постановок музыкальных сказок.

Ключевые слова: память, музыкальная память.

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL MEMORY IN OLDER PRESCHOOLERS DURING THE PRODUCTION OF MUSICAL FAIRY TALES

NOVICHKOVA TATYANA NIKOLAEVNA

 

student, faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

setyevatanya@mail.ru

Annotation: the article reveals the theoretical and methodological foundations of the process of developing musical memory in older preschoolers during the production of musical fairy tales

Key words: memory, musical memory.

 

Несмотря на значение музыкальной памяти во всех видах музыкальной деятельности, изучена она гораздо хуже, чем другие компоненты музыкальности. До сих пор не выяснены психологическая природа и структура музыкальной памяти, закономерности ее формирования в онтогенезе [5, с.148]. Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [3, с.106].

Память – это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыт [3, c.107]. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения приобретения знаний, умений и навыков. Память участвует уже в акте восприятия, т.к. без узнавания восприятие невозможно. Среди работ отечественных исследователей, предлагающих педагогические приемы по улучшению запоминания материала можно выделить работы: П. И. Зинченко, Р. С. Немова, А. А. Смирнова,В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина, и др.

«Музыкальная память (англ. music memory) – способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал» [4, с.534]. Хорошая музыкальная память предполагает быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания [4, с.183]. Музыкальная память – сложное многокомпонентное образование, представляющее собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными. У детей, как известно, она развивается параллельно собственно музыкальным восприятием.

В отношении видов и форм запоминания нет единых теоретико-методических установок. Возможна множественность индивидуальных вариантов, т.е. различный подход к делу. Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в которой происходит запоминание (произвольное и непроизвольное). Опора на произвольную и непроизвольную память может зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. При работе с детьми художественно типа, педагогу не надо тратить много слов, потому что в этом случае ученик интуитивно постигает содержание произведения, ориентируясь на характер мелодии, гармонии, ритма, других средств музыкальной выразительности.

Процессы развития музыкальной памяти тесным образом связаны с особенностями личности дошкольника, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями.  Правильное распределение повторений в процессе заучиваний, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствуют успеху. Огромную пользу в запоминании музыкального произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже дошкольников с хорошей памятью. Повторение более эффективно в том случае, когда включает в себя нечто новое, элемент новизны – либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.

Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком — это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Педагог выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.
  4. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень — одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  5. «Угадай мелодию». Педагог выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Безусловно, важной является ориентация на индивидуальные особенности дошкольников, учет личностных качеств, своеобразие конкретной музыкально-педагогической ситуации. При развитии музыкальной памяти главное в процессе запоминания музыки заключается в содержании, характере, способах осуществления этой деятельности.

 

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1979. – 161 с.
  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 350 с.
  3. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1988. – 240 с.
  4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
  5. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова // Развитие музыкальной памяти у дошкольников. – М. : Педагогика, 1988. – С. 36-24.
  6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /                        Б. М. Теплов.  – М. : Просвещение, 1974. – 264 с.

Добавить комментарий